Люба Сематюк
Роль подвижных игр в повседневной жизни ребенка в младших группах
Роль подвижных игр в повседневной жизни
ребенка в младших группах
Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития детей. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, развивается умение ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.
Публикация «Роль подвижных игр в повседневной жизни ребенка в младших группах» размещена в разделах
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочки» крылышками).
Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка предать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии (подражания) и, как следствие, формируются нравственные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младшего возраста носят сюжетный характер.
Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату с горки, играть в прятки, догонялки.
В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением, используются игры-забавы. Успех проведения игры зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли берет на себя или поручает самому активному ребенку. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом или используется сюжетный рассказ («Козлята и волк»). Объяснение сюжета занимает не более полутора минут.
Перед проведением подвижных игр воспитателю необходимо подготовить весь игровой материал – это могут быть различные пособия (стойки, шнуры, дуги) или мелкие предметы и атрибуты – шапочки цыплят, котят, птичек и т. д. Следует так же продумать ход игры, перемещение детей, распределение ролей.
У детей 3-4 лет воспитывают умение действовать сообща. Они могут начинать и заканчивать действия по указанию воспитателя и в соответствии с сюжетом игры. В начале года повторяют игры, освоенные в I младшей группе : «Догони мяч», «Бегите ко мне» и т. д. В этих играх участвуют все дети, выполняя одни и те же действия. Основная задача – выполнить движения по определенному сигналу воспитателя.
Затем проводятся игры более сложного содержания, в которых уже выделяется ведущая роль – наседка, кот, а остальные дети – мыши, цыплята и т. д. Одну и ту же игру следует проводить не менее 2-3 раз, что способствует закреплению освоенных ранее навыков. В этом возрасте осознанность действий еще неосознанна и поэтому указания воспитателя имеют ведущее значение. В игре «Наседка и цыплята» дети обычно теснятся друг к другу, воспитатель приглашает цыплят поискать зернышки в разных местах. Дети переходят с одного места на другое, тем самым меняют направление.
Подвижные игры усложняют по мере усвоения движений. В игре «Поезд», «Трамвай» можно изменить ширину рельсов (положить доску разной ширины, проехать по мостику, въехать в туннель (подлезание под дугу).
Подвижные игры организуются воспитателем и проводятся в свободное от занятий время: утром, на прогулке, после дневного сна можно провести игру с небольшой подгруппой и даже индивидуально: с кубиками, обручами, с мечами. Такое проведение игр дает возможность учитывать индивидуальные особенности детей. Появляется возможность обратить внимание на отдельные элементы движения, исправить ошибки у тех, кто нуждается в совершенствовании движений или поощрить детей, отметить качество выполнения упражнения.
К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Усложняются условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метание, высота прыжков, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке.
В этой группе уже распределяются роли среди детей. Воспитатель отмечает успех детей в игре, широко используются игры типа: «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Котята и щенята», «Мышеловка», «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется». Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществлять задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы : общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка. Поэтому мы дифференцированно подходим к детям: малоактивных детей чаще активизируем движениями, даем ведущие роли, более подвижных переключаем на более спокойные игры (Мансур, Богдан). Учитываем индивидуальные особенности ребенка, например, физически ослабленные дети (Вадим) играют в щадящие игры, более спокойные, типа «Пузырь», «Мышеловка», «Гуси».
Так же смотрим на время года – в жару более спокойные игры, чтобы дети не перегревались, а зимой, наоборот, игры с бегом, со снегом, катание с горки. Считаемся с интересами детей, а чтобы дети имели представление об обыгрываемом сюжете проводим предварительную работу: чтение художественной литературы, наблюдение за природой, повадками животных, птиц, за деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями и т. д., проводим беседы, просматриваем видео-, кино-, диафильмы. Большое внимание уделяем подготовке атрибутов игры, которые изготавливаем вместе с детьми или в их присутствии.
Физическое воспитание ведём совместно с родителями, с семьёй, приобщаем к здоровому образу жизни, знакомим с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков. Проводим собрания, анкеты, наглядную агитацию, совместные праздники, развлечения.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Литература:
1. «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет». Л. П. Пензулаева
2. «Весёлая физкультура для детей и их родителей». О. Б. Казина
3. «Игра в развитии активности детей». Р. М. Миронова
Воспитатель
высшей категории:
Сематюк Л. В.
Ноябрь 2010 г.