МААМ-картинки

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Гурковская Лариса Гениевна
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы малыш начал говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти.

Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Для определения уровня развития речилогопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливаюшую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безьимянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры - не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций - это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с малышом забав.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать его творческие достижения, например, папе или бабушке.

Когда начинать заниматься?

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для формирования речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3-х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку

В 6-7 месяцев полезно делать массаж кистей рук с помощью незамысловатых пальчиковых потешек : «Этот пальчик в лес пошел, «Этот пальчик дедушка,

«Мальчик-пальчик, где ты был?.» и т. д. В словесном ряде потешек уже заложена пальчиковая гимнастика : поглаживание кисти и пальчиков ребенка, легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибание и разгибание детских пальчиков.

Длительность упражнений — по 2-3 минуты каждый день.

В возрасте 10 месяцев следует начинать активную тренировку пальцев ребенка. С этого периода можно вводить в игру пальчиковые стишки и пальчиковую математику. Комплекс этих игр вовлекает в движение больше пальцев, сами движения становятся более энергичными. Кроме пальчиковых стишков и потешек необходимо давать малышам катать шарики, рвать на мелкие куски бумагу (газету, перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (матрешки). В таких упражнениях также участвуют почти все пальцы и движения энергичны.

Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет - задания, специально направленные, на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки; учитесь застегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или раскручивать и закручивать капроновую ленточку; играйте в кубики (собирайте башни, поезда, домики и прочее); собирайте крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх-вниз. Или положить между распрямленными ладонями ребенка шарик для игры в настольный теннис (крупный грецкий орех) и помочь ему делать круговые движения ладонями. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки,

развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по Контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.

С шести до семи лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых зверушек и пальчиковых предметов. Устраивайте «Театр пальчиков» и «Кукольны театр» - в этих домашних театрализациях активно развиваются мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Активно работает память, обогащается речь и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.

Еще раз обратим внимание родителей на то, что:

• заниматься нужно при благодушном настроении малыша;

• упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка (не опережая его физическое развитие);

пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;

• начинать занятие нужно с нежного поглаживания и ощупывания.

Не старайтесь опережать гимнастикой реальное возрастное развитие моторных навыков младенца. «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок начнет самостоятельно пытаться хлопать в ладоши.

Вы можете на себе показывать, весело произнося слова потешки, любые упражнения - ребенок будет их визуально запоминать и, может быть, попытается так же сложить ручки и повертеть ими и т. д.

Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносят устойчивых результатов и практической пользы.

Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте.

Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений, это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.

Литература

1. Гвоздева А. Н. «Вопросы изучения детской речи» - М., 1961. 2. Синицына Е. «Умные пальчики» Лист. - М., 1998.

3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. «Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?» - М., 2007.

4. Борисова Е. А. «Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем». – Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.

5. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» - М., 1979.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 28 апреля 2021 в 07:34
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гурковская Лариса Гениевна (УИ 2595432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД