Папки-передвижки

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Андрюшина
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В практической работе «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» рассматривается вопрос о влиянии «Пальчиковых игр» на речь детей младшего возраста. Пальчиковые игры это великолепное универсальное, дидактическое и развивающее средство. Известно, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие мелкой моторики ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше развита двигательная активность, тем лучше развита речь ребенка. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Игры с пальчиками для детей это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов эмоционального общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют фантазию малыша, творческие способности и развитие речи. Простые движения способствуют снятию напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит, и улучшают произношение многих звуков.

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи. А так же корректирует речевые нарушения. Поэтому темой моего опыта «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель моей работы: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность пальчиковые игры, как игрового метода обучения. Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям - поглаживание и разминка пальчиков, загибание и разгибание их - тем активнее происходит развитие мозговой деятельности и речи. Даже если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии тонких движений пальцев рук. Создавать условия для развития речи детей дошкольного возраста через пальчиковые игры.

В-первую очередь, я уделила внимание изученю педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы : С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”, Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”;, Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». Эту литературу я использовала для дальнейшей систематической работы с детьми.

Начала создавать адекватную возрастным особенностям, используя разнообразный материал (предметно – развивающую среду):

- различные коробочки для собирания в них камешков, пуговиц, косточек от фруктов, орехов ;

- пуговицы (мылкие и крупные, разной формы);

- мозайка (разной величины);

- наборы пластмассовых и деревянных палочек;

- дощечки с отверстиями:

- различные виды застежек: шнуровка, молнии, пуговицы;

- предметы для шнуровки;

- наборы веревочек для завязывания и развязывания узлов разной длины и ширины;

- резиновые игрушки разной плотности.

В своей работе пользуюсь разнообразными формами работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый результат. Кроме того, они развивают их подвижность и ловкость, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Массаж пальцев и ладоней, а так же активных точек, которые положительно сказывается на самочувствии, улучшают работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Составила перспективный план пальчиковых игр, в сочетании с тематикой комплексно – тематического планирования.

Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию положительного тонуса у детей. Моё расположение относительно ребенка во время проведения пальчиковых игр, зависит от сложности игры и возраста ребенка (если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка, если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то располагаю ребенка у себя на коленях или располагаюсь на коврике). Что бы подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, и создать необходимый эмоциональный настрой, мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев и движения.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений желательно воздействовать на все пальцы руки, следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, а так же добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они эмоционально радовали ребенка.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогли детям:

- развить терпение, внимание, умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- овладеть навыком мелкой моторики;

- повышает работоспособность коры головного мозга;

- улучшить произношение и обогатить лексику;

- активировать психические процессы - внимание, мышление, память;

- проявлять творческие способности.

Такие игры представляют собой – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры, инсценировку стихов и потешек. Стихи привлекают детей и легко запоминаются, а так же игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Интересные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим старанием копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников знакомят с определением «верх – низ», «лево – право», учат их счету, и создают чувство уверенности в себе. Организую игры, похожи на небольшие сказки, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно.

С детьми при чтении веселых стихов прошу детей подвигать пальчиками так, как они этого хотят. При повторении стихотворных строк и одновременное движение пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. В трех летнем возрасте дети прекрасно осваивают пальчиковые игры с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая кошкой, вбегающая в него.

Благодаря таким играм с пальчиками ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться, развивать мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров.

Помогают в работе картинки – схемы, показывающие детям положение или движение кисти руки при чтении потешек, например: «Сорока - белобока», «Ладушки-ладушки», «Семья», «Пальчики пошли гулять» «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать» и т. д.

Серьезное средство - это театрализованная игра - пальчиковый театр. Это эффективное средство речевого развития детей, использую как театральные приемы на занятиях по развитию речи.

Информация для родителей о состоянии речи их детей располагается в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивить речь ребенка», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «В каких условиях формируется речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр.

Вывод:

В процессе работы над темой: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» научилась владеть: методикой проведения массажа рук ребенка, методикой проведения пальчиковых игр. Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх, планирую их в зависимости от индивидуальных особенностей детей В работе использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх и повышаю уровень речевого развития детей. Считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому данное направление выбрано мною не случайно.

В своем опыте работы я попыталась показать необходимость пальчиковой игры для развития речи ребенка. На основании моих наблюдений можно сделать вывод:

-Пальчиковыми играми дети занимаются с желанием, детям они нравятся, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек;

-У детей улучшилась речь.

Надеюсь, что мой опыт работы поможет воспитателям в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М. : Школа-Пресс, 1999. - 82 с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.

3. Выготский Л. С. Психология. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

4. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. - СПб. : Издательский Дом «Нева», 2004. - 32 с.

5. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., 2003. - 253 с.

6. Гаврина С. Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. - М. : Академия развития, 1998.

7. Глухов В. П., Труханова Ю. А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. - М., 2003.

8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 198 с.

9. Дмитриева М. А., Дружилов С. А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып. 2000(4). - Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.- С. 18-30.

10. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.

11. Колосова И. В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед. - 2008. - №3. - С. 4-7.

12. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. В. Забродина, Е. С. Ренизбрук. - М. : АСТ, 2006. - 159 с.

13. Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2: пособие для педагогов. - М. : Гном и Д, 2005. - 24 с.

14. Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Дону. : Феникс, 2002.

15. Кудрова Т. И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С. 59-61.

Публикации по теме:

Роль балансборда в развитии детей дошкольного возрастаРоль балансборда в развитии детей дошкольного возраста Балансборд — популярный и эффективный инструмент для улучшения общего физического развития детей. Эти доски одновременно веселые и сложные,.

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 августа 2024 в 22:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Андрюшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД