МААМ-картинки

Роль народной игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста

Оксана Малинина
Роль народной игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание подрастающего поколения не может осуществляться вне традиционной национальной культуры. Этническая история, историческое наследие и культура предков выступают базовыми ценностями для развития личности. По мнению нидерландского историка культуры Й. Хейзинга, натуральным и органическим элементом человеческой культуры является игра. Осваивая игру, ребенок осваивает и обогащает игровую культуру нации, которая отражает традиционные и новые формы игрового поведения.

Темочки:

Неотъемлемым атрибутом игры является игрушка, которую называют «Люстэркам культуры» (В. В. Абраменкова(1). По всеобщему признанию, игрушка выступает одной из фундаментальных универсалий человеческого бытия, поскольку служит для передачи в особенной «собранной форме» ценностей культуры и опыта поколений.

Игрушка, как часть детской игровой реальности, является незаменимым средством инкультурации. Как пишет В. В. Абраменкова «цацка для дзіцяці - не проста забава, а духоўная прылада, з дапамогай якой яно асвойвае вялізны і складаны свет, спасцігае законы чалавечых узаемаадносін і вечныя ісціны”. Представляя реальные и воображаемые предметы и образы, игрушка помогает ребенку узнавать, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, высказывать свои чувства и узнавать себя. В перечень критериев оценки игрушки кроме медицинских, экологических, эмоциональных, эстетических, педагогических и других исследователями включаются и те, посредством которых игрушка должна удовлетворять потребности креативности и культуре - соответствия, это значит соответствовать архетипам той страны где проживает ребенок (А. Я. Смирнова, Н. Г. Салмина, И. Г. Тихонова и др.).

В большей степени культурным архетипом той или другой страны может соответствовать только национальная игрушка, и в первую очередь народная игрушка - доступное эмоциональное средство народной педагогики.

Отечественными и зарубежными авторами написан ряд работ, посвященные исследованию проблемы народной педагогики, а также определению роли народной игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Так, еще в 30-е гг. ХХ в. тонкий знаток психологии детей и талантливый художник А. Е. Флёрына замечала, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка творческие способности, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует.

Современные ученые рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуры, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания.

Народная игрушка - это наидревнейший вид народного искусства, в котором не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены жизненные ценности народа, что передаются из поколения в поколение. Являясь транслятором исторических, культурных, религиозных традиций, народная игрушка выступает для ребенка инструментом познания всего богатства как национальной, так и общечеловеческой культуры. Приобщение детей дошкольного возраста к этому богатству, к культурной народной традиции имеет особенное значение. Это связано с тем, что ребенок является тем полноправным членом социума, которому в будущем будет дана возможность развивать, сберегать и передавать следующим поколениям культурное наследие своего этноса.

В культурологических и этнических источниках культурная народная традиция определяется как явление духовной жизни, элемент гражданского и национального сознания, которое обеспечивает само идентичность культуры определенного народа.

Процесс приобщения детей дошкольного возраста к национальной народной традиции проходит, по определению В. В. Зеньковского, более эффективно в “сфере игры”, которая включает все аспекты жизнедеятельности ребенка. Игрушка, как самый значимый компонент игры, исполняет здесь образовательную, развивающую воспитательную роли. Основное назначение игрушек в том, чтоб дать ребенку возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства, создавать придуманные образы. Что до народной игрушки, то она выступает не только основным компонентом игры, но и художественным средством этнографического окружения, которое может рассказать об истории страны, ее обычаях, обрядах и традициях. Содержание и образ игрушки находится в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры. Народная игрушка, как и народная сказка, народная песня, народная игра воздействует на гражданское и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование их национального самосознания. Она формирует их интерес к традициям своего народа, к истории его жизни.

Народная игрушка имеет большое воспитательное значение. Особенностью этого вида игрушек является выразительность образов, условность, обобщенность, динамичность, декоративность. Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с родиной.

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного, поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

В дошкольном учреждении знакомство детей с народной игрушкой может осуществляться путём показа репродукций крестьянского искусства, посещения музеев, так же путём анализа традиционных народных промыслов, которые находятся в методических кабинетах учреждений дошкольного образования. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию народных игрушек по содержанию, видам, материалу и технике исполнения. При организации систематической работы педагога с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребёнка, способствует развитию игровой деятельности.

На занятиях по ручному труду дети могут научиться изготавливать из ткани куклу-закрутку, принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями. Также дети могут изготовить элементы народного костюма для себя и своих кукол, украшать костюм куклы декором. Очевидно, что такие занятия способствуют развитию тактильной и зрительной чувствительности.

Особой задачей в пред- школьный период является необходимость умственного развития детей. Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развиваются абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника. Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь «квазисубъекта» (записанная речь как бы народной мастерицы - родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления детей, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идёт сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль народной игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2022 в 10:50
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль народной игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Малинина (УИ 2484085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД