Оксана Малинина
Роль народной игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание подрастающего поколения не может осуществляться вне традиционной национальной культуры. Этническая история, историческое наследие и культура предков выступают базовыми ценностями для развития личности. По мнению нидерландского историка культуры Й. Хейзинга, натуральным и органическим элементом человеческой культуры является игра. Осваивая игру, ребенок осваивает и обогащает игровую культуру нации, которая отражает традиционные и новые формы игрового поведения.
Публикация «Роль народной игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Неотъемлемым атрибутом игры является игрушка, которую называют «Люстэркам культуры» (В. В. Абраменкова(1). По всеобщему признанию, игрушка выступает одной из фундаментальных универсалий человеческого бытия, поскольку служит для передачи в особенной «собранной форме» ценностей культуры и опыта поколений.
Игрушка, как часть детской игровой реальности, является незаменимым средством инкультурации. Как пишет В. В. Абраменкова «цацка для дзіцяці - не проста забава, а духоўная прылада, з дапамогай якой яно асвойвае вялізны і складаны свет, спасцігае законы чалавечых узаемаадносін і вечныя ісціны”. Представляя реальные и воображаемые предметы и образы, игрушка помогает ребенку узнавать, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, высказывать свои чувства и узнавать себя. В перечень критериев оценки игрушки кроме медицинских, экологических, эмоциональных, эстетических, педагогических и других исследователями включаются и те, посредством которых игрушка должна удовлетворять потребности креативности и культуре - соответствия, это значит соответствовать архетипам той страны где проживает ребенок (А. Я. Смирнова, Н. Г. Салмина, И. Г. Тихонова и др.).
В большей степени культурным архетипом той или другой страны может соответствовать только национальная игрушка, и в первую очередь народная игрушка - доступное эмоциональное средство народной педагогики.
Отечественными и зарубежными авторами написан ряд работ, посвященные исследованию проблемы народной педагогики, а также определению роли народной игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Так, еще в 30-е гг. ХХ в. тонкий знаток психологии детей и талантливый художник А. Е. Флёрына замечала, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка творческие способности, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует.
Современные ученые рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуры, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания.
Народная игрушка - это наидревнейший вид народного искусства, в котором не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены жизненные ценности народа, что передаются из поколения в поколение. Являясь транслятором исторических, культурных, религиозных традиций, народная игрушка выступает для ребенка инструментом познания всего богатства как национальной, так и общечеловеческой культуры. Приобщение детей дошкольного возраста к этому богатству, к культурной народной традиции имеет особенное значение. Это связано с тем, что ребенок является тем полноправным членом социума, которому в будущем будет дана возможность развивать, сберегать и передавать следующим поколениям культурное наследие своего этноса.
В культурологических и этнических источниках культурная народная традиция определяется как явление духовной жизни, элемент гражданского и национального сознания, которое обеспечивает само идентичность культуры определенного народа.
Процесс приобщения детей дошкольного возраста к национальной народной традиции проходит, по определению В. В. Зеньковского, более эффективно в “сфере игры”, которая включает все аспекты жизнедеятельности ребенка. Игрушка, как самый значимый компонент игры, исполняет здесь образовательную, развивающую воспитательную роли. Основное назначение игрушек в том, чтоб дать ребенку возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства, создавать придуманные образы. Что до народной игрушки, то она выступает не только основным компонентом игры, но и художественным средством этнографического окружения, которое может рассказать об истории страны, ее обычаях, обрядах и традициях. Содержание и образ игрушки находится в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры. Народная игрушка, как и народная сказка, народная песня, народная игра воздействует на гражданское и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование их национального самосознания. Она формирует их интерес к традициям своего народа, к истории его жизни.
Народная игрушка имеет большое воспитательное значение. Особенностью этого вида игрушек является выразительность образов, условность, обобщенность, динамичность, декоративность. Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с родиной.
Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного, поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.
В дошкольном учреждении знакомство детей с народной игрушкой может осуществляться путём показа репродукций крестьянского искусства, посещения музеев, так же путём анализа традиционных народных промыслов, которые находятся в методических кабинетах учреждений дошкольного образования. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию народных игрушек по содержанию, видам, материалу и технике исполнения. При организации систематической работы педагога с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребёнка, способствует развитию игровой деятельности.
На занятиях по ручному труду дети могут научиться изготавливать из ткани куклу-закрутку, принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями. Также дети могут изготовить элементы народного костюма для себя и своих кукол, украшать костюм куклы декором. Очевидно, что такие занятия способствуют развитию тактильной и зрительной чувствительности.
Особой задачей в пред- школьный период является необходимость умственного развития детей. Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развиваются абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника. Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь «квазисубъекта» (записанная речь как бы народной мастерицы - родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления детей, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идёт сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.