Жильцова Инна Анатольевна
Роль музыки в развитии познавательных способностей детей через метод проектов.
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций.
Б. М. Теплова
Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует развитию их познавательных способностей. Слушая музыкальные произведения, ребёнок приобретает знания и представления о мире.
Публикация «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей через метод проектов,» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Познание ребенком окружающего мира осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии, найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, подстраивают голос, его звучание определённой мелодии. Содержание песен и авторских и народных несёт нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге.
В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. Перед ребенком появляются новые задачи мыслить и фантазировать.
Игра на музыкальных инструментах, игры-драматизации объединяют в себе музыкальные движения, пение, художественное слово, мимику, пантомиму подчиняя их главной задаче – создание художественного образа. В дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальное детское музыкальное творчество, его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах. Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на познавательное развитие детей : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление ребёнка, развиваются творческие способности детей, чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. «… плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Ф. А. Дистервег).
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной-пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по подражанию взрослому.
Второй этап развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
Третий этап – творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Метод проекта может быть использован и в рамках НОД. Такая совместная деятельность имеет определенную структуру и включает в себя: создание мотивации к проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения был реализован, проект «Музыка в природе» в основу которого, вошла интеграция образовательных областей «Познание» и «Музыка». По продолжительности проект краткосрочный – рассчитан на один год. Участники проекта – воспитатель И. А. Жильцова, музыкальный руководитель С. Н. Агеева, дети и родители старшей группы.
Особенностью проекта является использование музыки, как мотивационного фактора формирования познавательной активности детей.
Цель нашего проекта : вызвать у детей интерес к природным сезонным явлениям через знакомство с музыкальными произведениями.
В совместной деятельности с детьми мы планируем и осуществляем путешествие по сказочному календарю. Ребята становятся гостями стран: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Выявляют особенности, отличающие каждый сезон друг от друга. В помощь ребятам и педагогам приходит сказочные персонажи Капелька и Нотка, которые в игровой форме предлагают детям интересные задания и знакомят с музыкальными композициями, отражающими природные явления в разные времена года. Воспитанникам предлагают игру «Цветик-семицветик», где дети по цвету лепестков рассказывают о красках того или иного времени года. С интересом участвуют в викторине «Волшебный листочек», знакомятся с сезонным явлением листопад. Импровизируют в музыкально-ритмической композиции «Листопад» (муз. В. Овсянникова, сл. А. Шаганова).
В работе с детьми используем просмотр видеороликов. Наблюдая за природным явлением осенний дождь, под руководством музыкального руководителя дети музицируют на детских музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, маракасы, шумики, отражая динамические оттенки звуков дождя.
Наблюдая за изменениями в природе в зимнее время года, детей знакомят со свойствами снега. Юные исследователи проводят опыты в детской лаборатории. А в музыкальном зале поют песни «Первый снег» А. Филиппенко, «Русская зима» Б. Савельева. На прогулке ребята, отвечая на собственный вопрос: «Почему снег хрустит под ногами?», рассматривают структуру снежинки и делают выводы о её строении и хрупкости. А в совместной деятельности при реализации образовательной области «Музыка» дети импровизируют в танце «Снежинок».
Выявляя сезонные признаки весны, дети наблюдают за появлением почек и распусканием листочков на ветках деревьев, травы, первых цветов, радуги. Ухаживают за растениями мини-огорода. Фоновой музыкой к исследовательской деятельности детей идут музыкальные композиции Вивальди «Времена года».
Летом с детьми обсуждаем появление обилия всевозможных насекомых, разнообразие ярких красочных цветов и отражаем все увиденное в совместном коллаже под названием «Лето – это маленькая жизнь», а в музыкальном зале ребята весело кружатся под музыкальную композицию «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Показывая детям документальный фильм «Облака», дети знакомятся с разнообразием облаков, фантазируют на какие фигуры они похожи и поют песню «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).
Знания о сезонных природных явлениях, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Таким образом, если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать музыкально-художественную деятельность и проектный метод, то это будет способствовать : активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности через эмоциональное возбуждение и развития личности дошкольников.
Список литературы
1. Малахова, Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : Л. В. Малахова, – Феникс, 2008 г. ;
2. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии [Текст] : А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, – Феникс, 2008 г. ;
3. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : А. Н. Зимина, – Сфера, 2010 г. ;
4. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. [Текст] : Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, – Мозаика-Синтез, 2012 г. ;
5. Журавлева. В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] : В. Н. Журавлева, – Учитель, 2011 г. ;
6. Михайлова, З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] : З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, – Детство-Пресс, 2012 г.