МААМ-картинки

Роль музыки в развитии личности гиперактивного ребенка

Маргарян Лина Сергеевна
Роль музыки в развитии личности гиперактивного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в стремительно меняющемся современном мире также стремительно увеличивается численность детей с психоэмоциональными нарушениями. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о сохранении и восстановлении психоэмоциональной сферы ребенка. По данным ведущих специалистов XXI век отличается высоким ростом гиперактивных детей не только в России, но и других странах.

Темочки:

Первое проявление гиперактивности в научной литературе отмечается в дошкольном возрасте. По данным статистики 38% детей относят к числу гиперактивных из них 22% мальчики и 14% девочки, в ходе изучения проблемы гиперактивности выяснилось, что такое % соотношение зависит от гендерных особенностей ребенка.

В младшем возрасте гиперактивный ребенок испытывает повышенную потребность в движении, поэтому время образовательной деятельности самостоятельно может покинуть свое место, хаотично передвигаться, бегать или кричать, тем самым провоцировать остальных детей к подобному виду деятельности. Соответственно такое поведение ребенка выходит за рамки дозволенного и создает педагогу дополнительные трудности в обеспечении образовательного процесса. Ребенок не слышит педагога, большую часть занятия посвящает «своему делу», непосильной задачей для педагога становится: вовлечь ребенка в образовательный процесс всеми возможными способами. При общении с таким дезорганизованным ребенком даже опытные специалисты испытывают дискомфорт и дефицит терпения. Но «вооруженный» педагог знает, что в первую очередь такое поведение доставляет дискомфорт самому ребенку и именно в этот момент он нуждается в нашей специализированной помощи, в противном случае ребенок становится обладателем новых психических отклонений.

Помощь гиперактивному ребенку очень сложный и многоступенный процесс, в основе которого лежит взаимодействие всех субъектов педагогического процесса. Опираясь на опыт Выготского Л., Болтовского Г., Сиротюк А., и других можно выделить ряд рекомендаций: Всегда обращайтесь к ребенку с доброжелательной интонацией, будьте снисходительны и терпеливы; не требуйте от ребенка четкого соблюдения инструкции в выполнении заданий, используйте больше игровых ситуаций; не пытайтесь скорректировать поведение ребенка с помощью угроз, замечаний, наказаний и подобных действий - это лишь усугубляет душевное состояние воспитанника. Добиться от ребенка 100% послушания не удавалось еще никому, поэтому главной нашей задачей становится сотрудничество с ребенком.

Основываясь на психокоррекционную работу с детьми, многие специалисты Ю. Брюкнер, И. Медераке, К. Ульрих и другие отмечают, что в дошкольном возрасте одним из самых действенных методов является музыка. Как известно, музыка в дошкольном возрасте - это источник особой детской радости. С помощью музыки можно обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, освоить элементарные действия самоконтроля, изменить характер взаимоотношений. Таким образом, принято решение апробировать способы взаимодействия воспитателей и музыкального руководителя включающие в себя методы использования психологической коррекции детей с помощью музыки.

По итогам проведения экспериментальной работы было отмечено, что музыка веселого, подвижного характера привлекает гиперактивных детей больше, чем классические произведения спокойного характера. Первая способствует активному проявлению двигательной реакции, улучшению эмоционального настроения, снятию напряжения; а с помощью прослушивания классической музыки у детей исчезают хаотичные, резкие, импульсивные движения, они начинают вслушиваться в музыку, стараются сопоставить музыку и движение. Мы отметили, что использование музыки контрастного характера оказывает положительное влияние на детский организм, способствует частичному раскрепощению, а так же благоприятно влияет на формирование произвольного внимания, что становится особенно значимым в отношении гиперактивных детей. В ходе интеграции изобразительного искусства и музыки подтверждается положительная динамика психокоррекционной работы. Рисование под классическую музыку помогает снять внутреннее напряжение и активизировать выход внутренних конфликтов, результатом синтеза служит изменение выбора цветовой гаммы, переход от темного к светлому. Отмечается особая польза от звучания контрастных музыкальных инструментов (бубен - «сердится», колокольчик – «радуется»). Чем раньше произойдет знакомство гиперактивного ребенка с музыкой, тем быстрее и активнее начнется его эмоциональное раскрепощение и проявление музыкального творчества. Например, детям очень нравится участвовать в играх-драматизациях по русским народным сказкам: «Теремок», «Репка» и другие; благодаря чему дети овладевают способами эмоциональной передачи образов; учатся регулировать психоэмоциональное состояние; усваивают правила поведения, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных качеств в общении со сверстниками и коррекции поведения в целом.

Явный интерес дошкольников отмечается во время выполнения творческих заданий, которые направлены, на закрепление новых знаний, развитие воображения и формирование устойчивого интереса. Для обеспечения более длительной концентрации внимания на занятиях необходимо использовать приемы наглядности, включать больше игровых, проблемно-поисковых ситуаций, а также сюрпризных моментов. Например: сочиняя музыкальные истории или сказки, у воспитанников формируется опыт, который обеспечивает в дальнейшем «свободный полет» фантазии. Во время игры дети учатся самовыражению и коммуникативным навыкам, например игра: «Говорящий стул» по окончанию слушания поочередно присаживаясь на «говорящий стул» дети рассказывают о своих впечатлениях; при повторном слушании детям предлагается узнать произведение и выполнить задание. Например: из цикла «Времена года» А. Вивальди. 1 группе воспитанников: выложить узор из снежинок; второй группе детей выбрать музыкальные инструменты, которые соответствуют характеру произведения далее олицетворить образ зимы в музицировании; и в 3 группе: исполнить в движении «снегопад». После выполнения движений детям предлагаем оценить творчество друг друга, честно признаться: «У меня получается плохо (хорошо, а у Маши лучше (хуже).

Всю систему организации музыкальных занятий необходимо планировать так, чтобы ребенок имел возможность воспринимать ее, как естественное продолжение игровой деятельности. Эффективность восприятия материала достигается путем качественно подобранного репертуара, частой сменой деятельности, и единой сюжетной линией каждого занятия.

Специалисты отмечают универсальное эмоциональное воздействие классических произведений П. И. Чайковского, С. В. Рахманиновa, И. С. Баха, Ф. Шопенa, К. Глюкa, Л. Бетховенa а также других композиторов. В одном из исследований A.A. Коротаев отмечает положительное влияние музыки в повседневной жизни ребенка. Поэтому специалисты рекомендуют использовaть музыку не только на музыкальных зaнятиях, но и например: в свободной деятельности, при уклaдывaнии или пробуждении детей. В ходе внедрения музыкально-рефлекторного пробуждения ребенка после дневного сна у детей отмечается более устойчивое эмоциональное состояние в течении 2 половины дня, слуховое внимание и память становятся устойчивыми, с помощью музыки дети учатся преодолевать эмоциональный дискомфорт.

Исходя из вышесказанного, следует вывод: Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка, при помощи музыкотерапии можно корректировать негативные эмоции и моделировать положительные эмоции; снизить чувство тревожности, сформировать чувство внутреннего покоя, радости, вызывать желание общаться друг с другом, а также развивать нравственно-коммуникативные качества и создавать положительный эмоциональный фон.

В окончании, хочется отметить, что проблема гиперактивности детей не утрачивает своей актуальности а наоборот, с каждым годом приумножает необходимость изучения, и создания более действенных мер для ее решения. Но самой важной составляющей для достижения успеха в работе с гиперактивными детьми остается целостное осознание масштабов существующей проблемы, накопление педагогом опыта работы с такими детьми, и, конечно, искреннее желание помочь ребенку вырасти полноценной, гармоничной и всесторонне развитой личностью.

Список используемых источников:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 64. Дошкольное образование

2. Сиротюк А. Детская гиперактивность : причины, рекомендации/А. Сиротюк//Дошкольное воспитание. - 2007. – N8. – c.44-50

3. Лютова-Робертс Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекионная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми/ Е. К. Лютова-Робертс. – М: Генезис, 2000. -191 с.

4. Монина Г. Гиперактивные дети : психолого-педагогическая помощь/ - Г. Монина. - СПб. :Речь, 2007.-186с

5. Попова И., Чутко Л., Болтовский Г. «Гиперактивный ребенок» - Омега, 2010-154с

6. Ю. Брюкнер, И. Медераке, К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей» -1982.-132с

Публикации по теме:

Консультация «Роль семьи в развитии личности ребенка» «Роль семьи в развитии личности ребенка» Воспитатель: Крутенкова Т. А. МБДОУ д\с № 22 «Почемучка»Г. Саяногорск РХ Одна из основных предпосылок.

Консультация «Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка» Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка. ДОУ, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций.

Консультация для педагогов «Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка» Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка Оценка и отметка – важнейшие составляющие оценочной деятельности ребёнка, но не одно.

Консультация для родителей «Роль музыки в развитии речи у дошкольников» В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности ребенка Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности ребенка Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную.

Роль воображения в развитии творческой личности “Можно полагать, если в 20 в. больше всего превозносился “человек разумный”, то 21 в. будет жить под знаком “человека творческого””. Ф. Беррон.

Коммуникативные музыкальные игры и танцы и их роль в развитии личности дошкольниковКоммуникативные музыкальные игры и танцы и их роль в развитии личности дошкольников «Коммуникативные музыкальные танцы и игры и их роль в развитии личности дошкольников» “Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в развитии личности гиперактивного ребенка
Опубликовано: 1 июня 2019 в 15:16
+69Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыки в развитии личности гиперактивного ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Маргарян Лина Сергеевна (УИ 1282172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД