Екатерина Николаевна
Роль музыки в повышении двигательной активности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Мыгаль Екатерина Николаевна, соавтор Мазуренко Полина Анатольевна
Дошкольный возраст это период, когда формируются основные способности ребенка, проявляются его скрытые таланты, идет активное развитие личности. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к информации и способны реализовать себя практически в любой сфере.
Публикация «Роль музыки в повышении двигательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Двигательное развитие у детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как данный возраст – это один из этапов в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.
В настоящее время здоровье наших детей ухудшается. Перед нами встала задача, как в рамках детского сада улучшить и укрепить, как физическое, так и психическое здоровье детей.
Вовлекая ребенка в мир движений, мы развиваем его физические и психические качества, что способствует укреплению его здоровья.
Целостное формирования двигательных навыков зависит от многих причин. Навыки, которые были приобретены ранее, могут повлиять на дальнейшее их формирование. Двигательные навыки взаимодействуют с развитием физических качеств, а так же влияют на скорость образования двигательных навыков и психологической установки.
Формирование двигательного навыка зависит от методов и приемов, которые использует педагог. В системе физического развития детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и др. Эти виды движений используются в повседневной жизни и являются основой двигательного навыка.
Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу нервной, дыхательной, сердечнососудистой систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат. А так же влияет на развитие основных физических качеств: быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.
Формирование навыков в разных видах движений у дошкольников начинается с ознакомления определенного движения и заканчивается, когда ребенок выполняет его самостоятельно.
На динамичность формирования двигательных навыков у дошкольников влияет психическое и эмоциональное состояние ребенка.
Музыка – это, один из видов искусств которое может повлиять на эмоциональное состояние, а так же она является действенным средством в развитии и воспитании у детей. Она помогает сформировать в полном объеме способности ребенка, развить слух и чувство ритма. Чем лучше у ребенка развито чувство ритма, тем быстрее и легче он освоит новые движения. Отсюда следует, что музыкальное сопровождение необходимо для основных видов движений (ходьба, бег и т. д., чтобы педагог имел возможность, не прерывать и не останавливать занятие, а также отслеживать правильность выполнения упражнений. При выполнении движений под музыку дети испытывают различные эмоции, которые потом повлияют на эмоциональное их состояние. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий, музыка помогает более полно раскрыть и выразить движения которые выполняет ребенок. В этом взаимодействии основные двигательные навыки занимают ведущее положение, а музыка становится второстепенным средством их выполнения.
Целостное содержание музыкального произведения передается с помощью средств музыкальной выразительности - мелодии, темпа, ритма и др. При обучении детей дошкольного возраста используется физические упражнения, которые, как и в музыке имеют свою длительность, темп, ритм.
Благодаря мелодии детям легче запоминать музыкальные произведения, а значит и упражнения, которые выполняются под данную музыку. Услышав мелодию, можно быстро восстановить последовательность упражнений и их длительность. Она подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения. Благодаря ритму и темпу, педагог может не прерывать педагогический процесс, а так же оказывать индивидуальную помощь. Физическое воспитание постоянно требует повторение, так, как за счет многократных повторений формируется двигательный навык. У детей дошкольного возраста плохо развито внимание и координация движений. Дети не могут длительное время сидеть и слушать задания, у них плохо развита концентрация и выдержка необходимая для предварительного наблюдения. Поэтому музыка является эмоционально-положительным средством привлечения внимания детей при выполнении упражнений. Музыка способствует быстрому усвоению и воспроизведению данного упражнения, также уменьшает утомляемость у детей. При подборе музыкального сопровождения необходимо учитывать взаимосвязь двигательных упражнений и музыкального сопровождения.
Одним из главных выразительных средств музыки является ритм. Ритм - это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Длительности нот легко воспроизвести движениями: шагами, хлопками, ударами ноги, ит. д. В теории физического воспитания двигательный ритм определяется, как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Через музыкальное воспитание происходит развитие музыкального слуха и голоса. Посредством музыкально – ритмических движений происходит развитие крупной моторики, координации движений и концентрации внимания. У детей развиваются творческие способности, формируются двигательные навыки, корректируется речь в движении, вырабатывается слаженность действий в коллективе, развивается навык социального взаимодействия и совместной продуктивной деятельности. Развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально - ритмические навыки. Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, танца. Из физической культуры выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения. Эти движения применяются с включение различных предметов (мячи, флажки, ленты, обручи и т. д., а так же применяются перестроения необходимые для хороводов и танцев, которые облегчают проведение игр, хороводов и т. д.
По Федеральному образовательному стандарту основным видом деятельности является — игра. Игра - это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, которая осуществляется в образных движениях. В детских образовательных учреждениях дети занимаются игровой деятельностью, важное место занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и коллектив, в котором они находятся. Главная задача, чтобы все занятия и игры вызывали у детей положительные эмоции, прибавляли уверенность в своих силах, развивали самостоятельность.
Разновидностями музыкально - ритмических движений могут быть:
1. Игра
2. Физические упражнения
3. Танец
Музыкально – ритмические движения развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; содействуют развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формируют навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
Благодаря музыкальной ритмике дети учатся выполнять основные и гимнастические движения, перестроения. Так же дошкольник способен освоить простейшие танцевальные движения: притопы, боковой и прямой галоп, попеременное выставление ноги на пятку и носок, шаг с приседанием, попеременный шаг, элементы народных и бальных танцев. Дети учатся передавать в движениях походку, повадки, характер разных животных и персонажей.
В заключение можно отметить, что роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна. С помощью средств и методов, используемых в музыке у детей дошкольного возраста решаются следующие задачи: развивается комплекс двигательных качеств, который обеспечивает всестороннее физическое развитие детей; умение выполнять движения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков, в согласовании движений с музыкой.
В отличии от музыкальной ритмики, где ведущими являются задачи музыкального развития ребенка, мы на первый план ставим задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков. Эффективность физических упражнений под музыку, во многом определяются взаимосвязью музыки и движений. В период дошкольного воспитания, двигательные умения и навыки идут параллельно с музыкой. И из этого следуют, что взятые музыкальные произведения должны быть яркими и динамичными по характеру и содержанию. Таким образом, это будет способствовать физическим способностям ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений и формированию двигательных навыков.
Список литературы
1. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. М. : Просвещение, 2002.
2. Ветлугин Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. :
Аркти, 2004.
3. https://old.moluch.ru/conf/ped/archive/145/6881
4. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/zdorovyy-obraz-zhizni/
formirovanie-dvigatelnyh-navykov-u-doshkolnikov-metodika-obucheniya-detey-osnovnym-dvizheniyam-991322