Светлана Кобычева
Формирование духовной нравственности учащихся посредством курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В процессе формирования личности воспитание, как целенаправленное воздействие на человека, играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании детей закладываются основные нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Основная задача каждого учебного заведения начального профессионального образования – это подготовить выпускника, востребованного на рынке труда. Но на сегодняшний день одних профессиональных навыков мало. Обществу требуется не только профессионал, но и личность, обладающая духовно-нравственным потенциалом.
Публикация «Формирование духовной нравственности учащихся посредством курса „Основы религиозной культуры и светской этики“» размещена в разделах
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное изречение Аристотеля: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» [3, c.2].
Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. В 10-12 лет ребёнок становится младшим подростком. У него происходит заметное отчуждение от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино. Сверстники в этот период приобретают большой авторитет и личностную значимость для него, иногда даже большую чем родители. Именно на уроках ОРКСЭ должен вырабатывается иммунитет духовной нравственности.
Для реализации данного курса в школу поступил учебно-методический комплект «Основы религиозной культуры», «Основы светской этики», который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, мультимедийные средства. Творческой группой учителей МАОУ СОШ «Земля родная» были разработаны рабочие программы для учащихся 4-5 классов по двум направлениям: «Основы религиозной культуры» и «Основы светской этики».
Опыт преподавания курса показал, что учебники, в основном, соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Однако иллюстрации в учебнике не всегда соответствуют теме урока, поэтому желательно, чтобы учебные материалы были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, терминологическим словарём. С целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, необходимы рабочие тетради к учебнику, которые позволят организовать смену деятельности на занятиях.
Размышляя над тем, нужно ли ставить отметку ученику по этому предмету, следует отметить, что в 4 классе дети спокойно относятся к безоценочной системе. А в 5 классе - это уже является недостатком, т. к. эта система ограничивает, сковывает детей, они теряют мотивацию к работе, творчеству. На занятиях ОРКСЭ ребята много рассуждают, доказывают, и им хочется видеть результат свой работы, отраженный в отметке.
В ходе реализации курса дети задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы. Радует, когда на уроках возникает спор, рождается дискуссия, ведь это значит, что тема занятия интересна учащимся. Например, на уроке «Нагорная проповедь Христа» некоторых ребят возмутила заповедь: «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…». Они бурно выражали свое несогласие с призывом покорно переносить обиды. На уроке возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т. д.
Трудно говорить о том, какие изменения у ребёнка произошли во внутреннем мире за это короткое время. Но уже можно увидеть, что ребята начинают соотносить свои поступки с заповедями, что всё чаще слышишь в замечаниях друг другу: «Ты поступаешь неправильно. Тебе не стыдно так поступать? У тебя есть совесть?» Вселяет надежду, что уроки не прошли даром. Таким образом, уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Уроки ОРКСЭ нужны и важны. И нужны они именно в рамках обязательного образования.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам, педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов. Таким образом, нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Список литературы
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. -1999. - №4. - С. 78-80
2. Духовно-нравственное воспитание. – 2012.-№ 1- 6.
3. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. - М. : Педагогика, 1982.—576 с
4. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002 - №6 - С. 3-6.
5) Сахаров А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России : основы религиозных культур народов России : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А. Н. Сахаров, К. А Кочегаров, Р. М. Мухаметшин; под общ. ред. чл. -корр. РАН А. Н. Сахарова. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 96 с. : ил.