Папки-передвижки

Роль музыкального руководителя в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников

Любовь Ерохина
Роль музыкального руководителя в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовили: музыкальные руководители Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В, инструктор по физической культуре Катунина Г. А.

"Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия" (В. А. Сухомлинский)

Публикация «Роль музыкального руководителя в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Уважаемые коллеги! Я, думаю, вы согласитесь со мной, что наша первостепенная задача в настоящее время – это воспитать детей творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески. Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. И одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от их профиля, является духовно- патриотическое воспитание детей.

На сегодняшний день нам предложена инновационная деятельность

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья, посредством создания казачьих отрядов в ДОУ». Почему казачество…

Казачество играет важную роль в развитии российской государственности, сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи, поэтому одной из приоритетных задач государственной политики является сохранение и развитие казачьей культуры.

Система ценностей, закрепленных в традициях казачьей культуры, вырабатывалась веками и отвечает на главные вопросы человеческого бытия: во что надо верить, как и ради чего следует жить, к чему стремиться, чего избегать.

Движение казачьей направленности стало развиваться в нашем округе не так давно и поэтому наша задача:

- познакомить детей с историей возникновения казачества;

- познакомить детей с героями – казаками;

- воспитывать интерес к родным традициям и обрядам средствами фольклора

и словотворчества.

Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях, в разделе «Слушание- восприятие»?

Всю работу в этом направлении можно разбить на два блока:

* знакомство детей с произведениями русских классиков;

* музыкальный фольклор;

Невозможно переоценить роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет и играет, ребенку помогает обстановка созданная мною на музыкальных занятиях.

Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому и близким, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется мною во всех видах музыкальной деятельности.

Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами детского сада.

Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных и тематических занятиях, а какую в повседневной жизни. Обсуждаем, какую ценность в воспитательном отношении несёт та или другая музыка, как ее лучше преподнести. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образцы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Следующий этап - народная музыка. Уверенна, что самые большие потенциальные возможности духовно - нравственно воздействия заключается именно в ней. Ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомлю детей с обычаями и бытом русского народа.

Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании музыки, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Мною собрана большая коллекция аудио и видеозаписей народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даю детям понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давным-давно, когда еще не было письменности. Вот поэтому они передавались из уст в уста, от человека к человеку, из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

На базе детского сада создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, которая позволяет удовлетворить детскую потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты. Это любимое место у детей, так как здесь мы устраиваем посиделки, где дети поют любимые песни, читают стихи, слышат много интересного о своём родном крае.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся не только на музыкальных занятиях, а и в досугах, при участии в народных гуляньях и праздниках: «Мне посчастливилось, родится на Руси», «Масленица» «Пасха», «Праздник Рождества», «Святки».

По сложившейся уже традиции, на этих праздниках детей угощаем, чаем и блинами, пирожками или варениками. Дети узнают, что песня рождается там, где много солнца, тепла, света, радости.

На казачьих праздниках дети одеваются в яркие казачьи костюмы. Здесь они знакомятся со старинными словами. За долгие века своего существования, казаки создали уникальную культуру и самобытный язык. Гутар казаков весьма колоритен и интересен для детей. Например: казан, кочет, буханка, взвар, портки, здорово дневали и т. д.

«На Белгородщине у нас дали синие, а казачки у нас говорливые»;

«Казаку всегда мила родная сторона»;

«Какой казак отец, таков и сын молодец»;

Слова льются, словно песня поётся. При помощи пословиц и закличек знакомлю детей с обычаями и бытом белгородских казаков, с их трудом, жизнелюбием, чувством юмора. Заметила, что народная музыка вызывает огромный интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

И звенит, не умолкая,

Песня звонкая о нём.

О Белгородском нашем крае,

Что мы родиной зовём!

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыкального руководителя в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 июля 2023 в 20:19
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыкального руководителя в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Ерохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД