Любовь Ерохина
Роль музыкального руководителя в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: музыкальные руководители Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В, инструктор по физической культуре Катунина Г. А.
"Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия" (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Роль музыкального руководителя в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уважаемые коллеги! Я, думаю, вы согласитесь со мной, что наша первостепенная задача в настоящее время – это воспитать детей творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески. Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. И одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от их профиля, является духовно- патриотическое воспитание детей.
На сегодняшний день нам предложена инновационная деятельность
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья, посредством создания казачьих отрядов в ДОУ». Почему казачество…
Казачество играет важную роль в развитии российской государственности, сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи, поэтому одной из приоритетных задач государственной политики является сохранение и развитие казачьей культуры.
Система ценностей, закрепленных в традициях казачьей культуры, вырабатывалась веками и отвечает на главные вопросы человеческого бытия: во что надо верить, как и ради чего следует жить, к чему стремиться, чего избегать.
Движение казачьей направленности стало развиваться в нашем округе не так давно и поэтому наша задача:
- познакомить детей с историей возникновения казачества;
- познакомить детей с героями – казаками;
- воспитывать интерес к родным традициям и обрядам средствами фольклора
и словотворчества.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях, в разделе «Слушание- восприятие»?
Всю работу в этом направлении можно разбить на два блока:
* знакомство детей с произведениями русских классиков;
* музыкальный фольклор;
Невозможно переоценить роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет и играет, ребенку помогает обстановка созданная мною на музыкальных занятиях.
Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому и близким, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется мною во всех видах музыкальной деятельности.
Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами детского сада.
Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных и тематических занятиях, а какую в повседневной жизни. Обсуждаем, какую ценность в воспитательном отношении несёт та или другая музыка, как ее лучше преподнести. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образцы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Следующий этап - народная музыка. Уверенна, что самые большие потенциальные возможности духовно - нравственно воздействия заключается именно в ней. Ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомлю детей с обычаями и бытом русского народа.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании музыки, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Мною собрана большая коллекция аудио и видеозаписей народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даю детям понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давным-давно, когда еще не было письменности. Вот поэтому они передавались из уст в уста, от человека к человеку, из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
На базе детского сада создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, которая позволяет удовлетворить детскую потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты. Это любимое место у детей, так как здесь мы устраиваем посиделки, где дети поют любимые песни, читают стихи, слышат много интересного о своём родном крае.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся не только на музыкальных занятиях, а и в досугах, при участии в народных гуляньях и праздниках: «Мне посчастливилось, родится на Руси», «Масленица» «Пасха», «Праздник Рождества», «Святки».
По сложившейся уже традиции, на этих праздниках детей угощаем, чаем и блинами, пирожками или варениками. Дети узнают, что песня рождается там, где много солнца, тепла, света, радости.
На казачьих праздниках дети одеваются в яркие казачьи костюмы. Здесь они знакомятся со старинными словами. За долгие века своего существования, казаки создали уникальную культуру и самобытный язык. Гутар казаков весьма колоритен и интересен для детей. Например: казан, кочет, буханка, взвар, портки, здорово дневали и т. д.
«На Белгородщине у нас дали синие, а казачки у нас говорливые»;
«Казаку всегда мила родная сторона»;
«Какой казак отец, таков и сын молодец»;
Слова льются, словно песня поётся. При помощи пословиц и закличек знакомлю детей с обычаями и бытом белгородских казаков, с их трудом, жизнелюбием, чувством юмора. Заметила, что народная музыка вызывает огромный интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
И звенит, не умолкая,
Песня звонкая о нём.
О Белгородском нашем крае,
Что мы родиной зовём!