Руднева Ольга
Роль методиста в содействии и продвижении конкурсной деятельности обучающихся в детской школе искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Школа искусств - это портал, через который дети попадают в чудесный, удивительный мир искусства. Детское творчество — особое искусство. В нем — дыхание первой радости, поэзии, музыки и неповторимой красоты. Только соприкоснувшись с творчеством, можно понять всю его прелесть.
В школах искусств в настоящее время остро стоят вопросы методического обеспечения деятельности, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи педагогическим работникам.
Публикация «Роль методиста в содействии и продвижении конкурсной деятельности обучающихся в детской школе искусств» размещена в разделах
Нередко из - за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых преподаватели могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает работа методиста.
Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методиста, правильная организация работы которого является важнейшим средством повышения качества деятельности преподавателя ДШИ.
Преподаватель детской школы искусств сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:
отсутствие жесткой регламентации в работе;
значительное расширение возможностей получения информации;
модернизация социальных функций преподавателя, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Для творческого преподавателя — это благо, а для большинства — это проблема, которая решается при условии, если деятельность методиста будет усиливаться и развиваться.
Актуальность вопроса заключается в методической деятельности учреждения и определяется как необходимое направление в развитие творческого потенциала преподавателей и обучающихся, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся детской школы искусств и на высокую результативность реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ.
Одной из задач методиста является оказание помощи педагогическим работникам ДШИ в совершенствовании ими своей профессиональной компетентности. Решение данной задачи осуществляется через разнообразные формы, в том числе через конкурсные деятельности своих воспитанников.
Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности, является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть перспектива на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.
Развитие конкурсного направления в школе - это серьезная поддержка для детей, многие из которых на конкурсных подмостках получают, путевку в профессиональную музыкальную жизнь. Конкурсная деятельность в школе определяет пути развития заложенных в обучающиеся творческие возможности, раскрывает различные формы и подходы к организации учебного процесса, направленные на творческое развитие личности каждого обучающегося.
От внутришкольной системы контроля успеваемости детей - зачетов, экзаменов, контрольных уроков, академических концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как обучающихся, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы учебного процесса, получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства.
Для того, чтобы обучающиеся и преподаватели могли принять участие в конкурсе и добиться определённых результатов, требуется правильная, трудоёмкая и целенаправленная подготовительная работа методиста. Понимая важную роль методиста в оказании помощи, поддержки и сопровождения педагогу, принявшему решение об участии воспитанника в конкурсе, фестивале, олимпиаде, выставке и т. д. можно выделить основные направления методической работы, условно эту деятельность можно разбить на три этапа:
Первый этап – поиск информации.
Информация о проводимых конкурсах, фестивалях, олимпиадах, смотрах, выставках и т. д. обычно присылается на электронную почту учреждения, а также методист находит в сети Интернет. Из большого потока писем с предложениями участвовать в конкурсах необходимо отсеять и выбрать те, в которых наиболее заинтересованы обучающиеся и преподаватели учреждения.
Проводится тщательный мониторинг и подбор приоритетных положений для участия в конкурсах по соответствующим направлениям деятельности учреждения:
Анализируются программные требования, критерии;
Номинации конкурса и возрастные категории для участия;
Сроки, время и место проведения;
Форма участия (платно, бесплатно, очно, заочно);
Соответствие программным требованиям и критерии оценок;
Технические требования для участия в конкурсе.
Проводит анализ основных требований к участникам конкурса.
Второй этап – подготовка к конкурсу.
Из общего потока выбраны несколько конкурсов, распечатаны положения, с которыми предстоит ознакомить преподавателей и родителей.
Преподаватели подают методисту списки участников конкурсов, указывая информацию для составления заявки от учреждения. Если условия конкурса предусматривают заочное участие, то методист согласно требованиям положения конкурса, оформляет и предоставляет всю информацию (осуществляет запись видео – материала, оформление на электронных ресурсах, сканирование рисунков, партитур, фото участников или коллективов, пишет творческие представления, эссе или характеристики участников конкурса). Если участие в конкурсе предусматривает оплату организационного взноса, как правило, организационные взносы требуются в большинстве проводимых конкурсах, копия квитанции об оплате прикрепляется к заявке на участие в конкурсе или составляется контракт для оплаты организационного взноса.
Третий этап – мониторинг результатов участия в конкурсе.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Участие обучающихся в конкурсах разного уровня мотивирует творческую активность детей, позволяет увидеть и оценить результат работы и проследить положительную динамику результативности обучения по программе. На третьем этапе происходит прогнозирование дальнейшей деятельности, возможная перспектива участия в конкурсах другого уровня. Здесь методисту важно помочь выстроить линию продвижения конкурсной деятельности по нарастающей. Не мало важен и результат участия в конкурсах на интернет -порталах с получением медалей, сертификатов и дипломов как участников, так и лауреатов.
Участие обучающихся в конкурсах и выставках разного уровня
мотивирует творческую активность детей, позволяет увидеть и оценить
результат своей работы и проследить положительную динамику
результативности обучения по программе.
Участие обучающихся в конкурсах и выставках разного уровня
мотивирует творческую активность детей, позволяет увидеть и оценить
результат своей работы и проследить положительную динамику
результативности обучения по программе.
Участие обучающихся в конкурсах и выставках разного уровня
мотивирует творческую активность детей, позволяет увидеть и оценить
результат своей работы и проследить положительную динамику
результативности обучения по программе.
Участие обучающихся в конкурсах и выставках разного уровня
мотивирует творческую активность детей, позволяет увидеть и оценить
результат своей работы и проследить положительную динамику
результативности обучения по программе. Так за 2011-2012 учебный год 3
победителя краевого уровня, 2012 -2013 учебный год 4 победителя краевого
уровня и 2013- 2014 9 победителей краевого и международного уровня, на
муниципальном уровне всего за межаттестационный период 14 победителей 21
призер.
Выводы: применение в работе мониторинга образовательного процесса
способствует выявлению результативности работы объединения, а так же знаний
умений и навыков обучающихся. Мониторинг позволяет более глубоко
анализировать и корректировать методику образовательной деятельности. В
дальнейшем буду продолжать работу в этом напр
Возросшее количество, а также уровень конкурсов говорит о росте качественных показателей эффективной работы методиста в конкурсной деятельности учреждения, это - качество подготовки документов, заявок, своевременном информировании преподавателей о номинациях, программных требованиях, помощи в подготовке видеозаписей.
Участие обучающихся в конкурсах и фестивалях дает возможность определить уровень освоения воспитанниками дополнительных предпрофессиональных образовательных программ, их кругозор по предметной направленности, а также пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования исполнительского мастерства и уверенности в себе.
По окончании учебного года каждый методист должен подготовить отчет о конкурсной деятельности для предоставления его в общий отчет образовательного учреждения. Схема анализа работы методиста за учебный год может быть произвольной, но она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы. Анализ работы - это не просто констатация проделанной работы, а анализ, направленный на изучение фактического состояния конкурсной деятельности и обоснованности применения способов, средств воздействия на достижение целей, на объективную оценку полученных результатов.
Работа методиста в конкурсной деятельности обучающихся ДШИ должна быть направлена на достижение следующих целей:
качественное информационное обеспечение;
совершенствование системы сетевого взаимодействия методического объединения;
развития конкурсных движений на разных уровнях;
развитие олимпиадного движения учащихся ДШИ.
Работа методиста осуществлялась по следующим направлениям деятельности: образовательная, аналитическая, информационная, организационно - методическая, консультационная.
В заключении скажу, что данные методические рекомендации посвящены методике организации и подготовки участия в конкурсах различного уровня. В представленном методическом материале рассматривается алгоритм подготовки и проведения конкурсных мероприятий, подробно анализируется каждый его этап, раскрываются актуальные вопросы и проблемы организационно - методического сопровождения.
В основу методических рекомендаций положен многолетний опыт организации и проведения конкурсов различного уровня на базе муниципального учреждения дополнительного образования Детской школы искусств № 1 Чердаклинского района Ульяновской области