Екатерина Суворова
Роль консультирования родителей детей раннего возраста с отставанием или риском отставания в речевом развитии в коррекционн
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребёнка. Его не нужно рассматривать как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Особенным во всех отношениях оказывается третий год жизни человека. У малыша идёт интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребёнка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому (родителям и воспитателям детского сада).
Публикация «Роль консультирования родителей детей раннего возраста с отставанием или риском отставания в речевом развитии в коррекционн» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Процесс становления речи у ребёнка раннего возраста всё более привлекает внимание специалистов в области логопедии и других наук. Исследуется состояние речи при возникновении задержки речевого развития, разрабатываются пути её преодоления. Отставание ребёнка в развитии самостоятельной речи на любом из этапов её развития беспокоит его родителей, которые обращаются за помощью к логопеду. Независимо от возможных вариантов организации специальной помощи по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) у ребёнка раннего возраста огромное значение имеет консультирование логопедом его родителей.
Поэтому одним из основных направлений работы учителя-логопеда ДОУ является консультативно-просветительская работа среди родителей детей раннего возраста с отставанием или риском отставания в речевом развитии. Под консультативно-просветительской работой, проводимой учителем-логопедом среди родителей, понимается систематически проводимая работа по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в области развития речи ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями, применяемые логопедом, могут быть различными (проведение семинаров, тренингов, групповых, индивидуальных консультаций и др.).
На начальном этапе сотрудничества логопеда с ближайшим окружением детей с ЗРР, прежде всего:
- определяется уровень психолого-педагогической компетентности родителей;
- выясняется степень их осведомленности относительно возможностей и характера психомоторного и познавательного развития ребёнка раннего возраста;
- изучается, как родители взаимодействуют с ребёнком, знают ли они, каковы психолого-педагогические предпосылки развития речи;
- определяется уровень их знаний о формах и содержании общения ребёнка с взрослым и сверстниками;
- формируются представления о том, как происходит последовательное развитие ситуативно-личностной и ситуативно-деловой форм общения ребёнка с взрослым, что является значимой предпосылкой развития его самостоятельной речи.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста строится в определенной последовательности, которая состоит из трех этапов: информационно-аналитического, практического, оценочного.
1 этап - информационно-аналитический предполагает сбор и анализ сведений о ребёнке и его семье (общего и речевого развития, речевого окружения и т. п., их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к взаимодействию с дошкольным учреждением, учителем-логопедом. На этом этапе работы логопед внимательно изучает медицинскую карту ребёнка, рекомендации специалистов (кардиолога, невролога, психиатра, ортопеда); выясняет у воспитателей течение адаптации ребёнка к условиям детского сада, особенностях выполнения заданий на занятиях, уровне усвоения программного материала; наблюдает за речевым общением ребёнка с детьми группы, за поведением и его речью в игровой деятельности (оречевляет ли он игру или играет молча, заинтересован ли он в диалоге со сверстниками, смотрит ли в глаза собеседнику, когда разговаривает); присутствует на занятии по развитию речи, что позволяет получить более полную картину уровня речевого развития ребёнка.
Важным моментом является обследование ребёнка логопедом на предмет определения уровня его речевого развития.
Итогом информационно-аналитического этапа консультативно-просветительской работы учителя-логопеда является постановка логопедического заключения и определение стратегии коррекционно-развивающей работы с ребёнком. После этого учитель-логопед приглашает родителей на беседу, и здесь главным является создание условий для делового общения с родителями на основе общего дела – проблемы речевого развития ребёнка.
2 этап – практический начинается с построения общения с родителями.
Беседа - это одна из наиболее доступных форм общения с родителями. Используется, как самостоятельная форма, так и в сочетании с другими формами работы.
Цель первой беседы – обмен мнениями по вопросу речевого развития ребёнка и разъяснение родителям проблемы речевого развития ребёнка и пути их решения. Беседу необходимо начинать с фактов, положительно характеризующих ребёнка. Сообщить, что в течение учебного года будут встречи с родителями для получения ими знаний через систему консультаций и необходимых рекомендаций для решения речевых проблем их ребёнка.
Главное назначение консультаций в том, чтобы родители увидели трудности речевого развития ребёнка и убедились в том, что в детском саду они могут получить поддержку и квалифицированный совет специалистов.
В процессе консультаций родители должны понять, что задержка речевого развития может наступить в разные периоды развития, а сензитивный период развития речи ребёнка от полутора до трех лет наиболее важен для полноценного и своевременного становления его речи. Вместе с тем развитие речи ребёнка - индивидуальный процесс. То, что помогает одному ребёнку, не всегда может помочь другому.
Поэтому, консультируясь со специалистом, родители :
- обучаются проведению наблюдений за развитием их ребёнка и овладевают приёмами, содействующими становлению его речи;
- осознают значимость контроля собственной речи и обучаются адекватно использовать вербальные реакции в ходе коммуникативных ситуаций, в которых участвует ребёнок;
- узнают о критериях, которым должна удовлетворять их речь, адресованная ребёнку раннего возраста на каждом из этапов её становления: она должна быть доброжелательной, спокойной и выразительной по интонации, краткой, четкой, не быстрой по темпу.
Как организовывается консультирование учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста?
1. Система консультативно-просветительской работы выстраивается от освещения простых вопросов к более сложным.
2. Теоретический материал консультаций сочетается с практическим показом игр и упражнений или советами, как и где использовать данный материал в работе с ребёнком раннего возраста дома. Например, при проведении консультации «Формирование предпосылок артикуляционной моторики», предлагаем комплексы артикуляционных упражнений и рекомендации их проведения в игровой форме. При проведении консультации «Пальчиковые игры», то демонстрируем родителям несколько простых пальчиковых игр и рекомендуем литературу, к которой они могут обратиться.
3. Тематика консультаций подбирается в зависимости от уровня образованности родителей, а также с учётом результатов анализа речевых проблем каждого ребенка. Такие консультации как «Приёмы активизации речи ребёнка», «Приёмы формирования предпосылок речи ребёнка» используются в работе с родителями каждый год.
4. Очень важно, чтобы содержание консультаций было доступно и понятно родительской аудитории, а материал соответствовал решению проблем развития речи маленького ребёнка.
5. Небольшая временная продолжительность консультации имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Психологами рекомендуется ограничения в пределах 20 минут, так как после этого информация просто не усваивается.
6. При общении и изложении консультативного материала рекомендуется избегать употребления специальных терминов, непонятных для родителей.
Что может посоветовать логопед родителям детей раннего возраста по преодолению ЗРР :
- Консультируя родителей детей 2-2,5 лет с ЗРР, логопед уделяет особое внимание развитию речевой активности ребёнка в повседневной жизни. В ходе ежедневных режимных моментов (утренней гимнастики, умывания, одевания, прогулки и др.) родителям рекомендуется называть действия, выполняемые взрослыми и ребёнком. Логопедом отмечается роль положительных эмоций в появлении первых слов и высказываний ребёнка.
- Внимание родителей обращается на возможности использования различных видов детской деятельности (предметной, зарождающейся игровой, различных видов продуктивной) для стимуляции самостоятельной речи ребёнка и развития его коммуникативного взаимодействия с взрослым и сверстниками.
- Рекомендуется всемерно использовать различные бытовые ситуации для побуждения ребёнка к выражению его желаний посредством речи, к выполнению предлагаемых поручений взрослого с применением речи.
- Родителям предлагается создавать проблемные ситуации, стимулирующие использование речи ребёнком, а также обучать ребенка формулированию простейших вопросов.
- Многим родителям необходимо специально рассказывать, как отбирать детские книги для демонстрации и чтения и наиболее целесообразно применять их в домашних условиях на каждом из этапов развития вербальной активности их ребёнка.
В процессе консультирования используются методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацией с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям в ходе изложения материала, например, «А как вы просите повторить новое слово?», «Как вы называете этот предмет ребенку?», «Называете ли вы действия, которые производите вместе с ребенком?» и т. д.
Можно предложить родителям для обсуждения две различные точки зрения на один и тот же вопрос. Спросить, какая из двух позиций верная или у них есть своя из личного опыта. Например, можно обсудить вопрос о том, когда с ребёнком следует начинать разговаривать, читать ему стихи и петь песни.
Еще один из методов – это применение примеров из литературных источников известных педагогов и родителей. Также хорошо попросить родителей в конце общения сделать выводы по изложенному материалу, спросить, что нового и интересного они услышали, будут ли использовать материал рекомендации в решении речевых проблем ребёнка, насколько материал оказался актуален для них.
В результате консультативной деятельности логопеда усиливается уверенность родителей в их собственных возможностях воспитания, которые они реализуют, внимательно наблюдая за процессом целостного развития ребёнка, становления его речи и творчески применяя рекомендации специалиста.
3 этап – оценочный заключается в анализе эффективности консультативно-просветительской работы в течение учебного года по вопросам развития речи ребёнка. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями можно использовать опрос самих родителей, оценочные листы, экспресс-диагностику, повторное обследование ребёнка, учёт активности родителей.
Вывод.
Опыт показывает, что эффективность преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста значительно возрастает в условиях целенаправленного консультирования логопедом их родителей. Консультативная форма организации общения учителя-логопеда и родителей призвана выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка с отставанием или риском отставания в речевом развитии в семье.
Спасибо за внимание.