Светлана Михайлова
Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие дошкольника происходит через игру, как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся решать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра порождает у ребенка чувство свободы, радости, позволяет проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни.
Публикация «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Дошкольное детство - период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребенок модулирует их в сюжетно – ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. На пятом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета игры и роли. Нередко общие интересы сближают детей, служат началом дружбы. В этом возрасте мы поощряем принятие роли, ролевое поведение и ее словесное обозначение для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью, появление игрового диалога в форме ролевых высказываний. Обогащаем игровой опыт детей умением гибко менять роль в игре, переходя от одной роли к другой (обозначая этот переход для партнера, приобщаем к режиссерским играм (в которых дети, используя готовые фигурки или предметы-заместители, разыгрывают несложные сценки – бытовые события или эпизоды из стишков, сказок). Формируем способность действовать в игре в соответствии с общим замыслом, поддерживая развитие сюжета и взаимодействие играющих. Способствуем обогащению содержания самостоятельных игр детей, уделяя специальное внимание расширению кругозора, благодаря приобретенному опыту в других видах детской деятельности (конструирование, наблюдение, экскурсии, слушание и просмотр художественных произведений и т. д.). Поддерживаем совместные игры детей, организовываем ролевое взаимодействие со сверстниками, образование культурного игрового сообщества: учим договариваться друг с другом, конструктивно решать конфликтные ситуации в игре (уступить, использовать жребий, считалку). Поощряем самостоятельное создание детьми предметно-игровой среды для сюжетно-ролевой игры (предметов-заместителей, модулей). Организовываем досуговые игры (игры-головоломки, настольно-печатные – лото различной тематики и пр., которые приобретают более самостоятельный и разнообразный характер, игры-развлечения, театральные (кукольный театр, простые инсценировки, игры-драматизации). Очень важна роль воспитателя в коррекции действий ребенка. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрения. Разнообразить сюжеты можно предложив детям ситуации: «Идем в гости», «Отмечаем день рождения», «Открытие нового моста (дороги)» и т. д.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию, в них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. В подвижных играх дети учатся принимать решения, оказывать помощь, отстаивать свое мнение, не ссориться, спокойно реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.
В процессе непосредственно – образовательной деятельности я включаю игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» (по кругу передают цветок и говорят комплементы); «Знакомство» («я хочу вас познакомить с моим другом…» кто первый догадается, кто изображен на картинке, становится водящим); «А что вы знаете о цирке?» (дети делятся своими впечатлениями); «Вежливые слова». Очень важны длительные игры. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело.
Таким образом, игра является тем видом деятельности, в которой формируется личность, общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.