Ефимова Алла Петровна
Роль игры в процессе воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
С древних времен и по сей день, люди играют и играют в разные игры. Игра была и остается средством воспитания, обучения и развития. В русском языке слово «играть» обозначает проводить время в каком-нибудь занятии, служащем для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Игры, в которые играют люди, передаются из поколения в поколение, изменяясь при этом. Разные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры и предпочитают разные варианты игр. В этом социальное значение игры. Люди выбирают себе партнера, чаще всего из числа тех, кто играет в те же «игры». Игры делают досуг интересным и содержательным. Помогают человеку психологически и эмоционально разрядиться, способствует возникновению и накоплению положительных эмоций.
Публикация «Роль игры в процессе воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В игре должна быть четко определена задача, игровые действия. Игры всегда нужно подбирать с учетом возрастных особенностей, а так же возможностей, знаний и умений.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать интерес к игре. Поэтому, важно подбирать игры, в которые увлекают тебя самого. Не чувствуя игры, нельзя ею зажечь играющих. Проводя игру, воспитатель должен так ею руководить, чтобы в процессе игры не было спада настроения, напряжения. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход, отмечая удачные решения, действия, находки, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Большое значение имеет темп игры, задуманный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В начале, когда участники как бы усваивают игру, темп замедлен, в процессе игры, когда участники увлечены, темп нарастает. Игра должна сразу произвести глубокое и яркое впечатление.
Хотите, чтобы дети испытывали радость от общения с вами, вы должны испытывать радость общаясь с детьми.
1. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе.
Многие ученые, исследуя игровую деятельность современных дошкольников, говорят не только о ее редукции в сравнении с 60-70 –ми годами прошлого века, но и о вытеснении учебными занятиями (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Е. О. Смирнова, О. Д. Гударева Л. И. Эльконинова, Н. И. Гуткина, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.)
В качестве одной из основных причин рассматривается повышение – для родителей – ценности интеллектуального развития и успешность обучения ребенка в школе (О. В. Гударева, Е. О. Смирнова и др.).
В этой связи исследование значения сюжетной игры для формирования готовности к школе представляется весьма актуальным.
Анализ исследования позволяет предположить: важное условие формирования готовности к школе – развитие у ребенка старшего дошкольного возраста способности самостоятельно строить сюжет игры; при этом особой задачей становится изучение того, насколько эта способность сформирована у каждого.
На пути решения этой задачи встает ряд сложностей: 1) не совсем понятно, что такое сюжетная игра и чем она отличается от бессюжетной; 20 возникают трудности индивидуальной диагностики уровня сформированности сюжетной игры у отдельно взятого ребенка. Эти сложности обусловлены следующими факторами.
Во-первых, игра- продукт коллективного творчества детей. Наблюдая, как они играют в группе, трудно определить, кому принадлежит идея сюжета, кто его развивает, каков вклад каждого играющего. Это касается прежде всего детей, не проявляющих игровой активности. В этом случае практически не возможно объективно определить, с чем связана пассивность – с низким уровнем развития игры или с эмоциональной закрытостью.
Во- вторых, у старших дошкольников игра становится всё более свёрнутой, т. е. протекающей во внутреннем плане, а не в развёрнутых действиях с игрушками.
В-третьих, внешнее наблюдение не позволяет точно определить уровень сюжетно ролевой игры. Игровые действия, совершаемые детьми, могут быть одинаковыми, а смысл игровых действий- разным.
Наблюдения позволили обратить внимание на очень интересный феномен. Два ребёнка катают по полу машинки, изображая их гудение(«ж-ж-ж»); оба проявляют к занятию явный интерес. Но на вопрос взрослого : «Ты кто? Куда едешь?» -один отвечает: «Водитель машины, везу продукты в Чечню»; другой называет своё имя: «Руслан», еду к шкафчику. Эпизод этот показывает : у одного ребёнка есть воображаемая ситуация, а у другого нет ни сюжета ни роли, есть только предметные действия, которые он разворачивает в условиях реальной группы- от шкафчика до шкафчика, в то же время со стороны игра детей выглядит совершенно одинаково.
Данный факт стал поводом для более пристального анализа игрового сюжета. Но сначала вспомним, что обозначает слово сюжет. Согласно словарю, это цепь событий, воссозданных в литературном произведении; жизнь персонажей пространственно временных изменениях, сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Наблюдая за дошкольниками обозначились три способа построения ими игрового сюжета: «линейный», «кольцевой», «промежуточный».
Игра с кольцевым сюжетом характеризуется набором повторяющихся действий. Ребёнок воспроизводит одни и те же действия с разными игрушками. Создаётся впечатления, что события движутся по кольцу,- отсюда и название «кольцевой» (у Ф. И. Фрадкиной встречается определение «куплетный»). События, которые предлагает взрослый, ребёнок не воспринимает как события и не развивает. новый герой либо игнорируется им, либо включается в повторяющуюся цепочку действий с предметами: поели, поспали, умылись и другое. Таким образом, ребёнок не только строит собственную сюжетную линию, но и не может развить и превратить в сюжет то, что предлагает взрослый.
Совершенно по-другому строится игра с линейным сюжетом - здесь наличествует некоторое событие, которое отличается от обыденной жизни персонажей. Ребенок обыгрывает начало события, его развитие и кульминацию. Еще одна важная характеристика – придумывается окончание игры. Этот критерий позволяет отличить игру детей, у которых воображаемая ситуация, от игры тех, кто вступает в реальные отношения с другими детьми и со взрослыми. Событие, предложенное взрослым, не остается без внимания. Более того, ребенок включает его в структуру своего сюжета. Значение игровых действий не исчерпывается реально проигрываемыми действиями с предметами. Если в начале игры игровые действия почти полностью соответствуют тому смыслу, который в них вкладывает ребенок, то в конце сюжет практически полностью развивается в словесной форме.
Третий уровень игровой деятельности называется промежуточным. Что для него характерно? Первоначально игра состоит по типу кольцевого сюжета, а вот событие, предлагаемое взрослым, значительно меняет ее характер. Ребенок подхватывает идею взрослого, «доразворачивает» ее до события. В некоторых случаях появляется последовательность взаимосвязанных событий и, как правило, увеличивается темп, повышается эмоциональная насыщенность. Возможно, для этих детей очень важен партнер, который мог бы включить их в игру, придумать тему, событие. Исследования кандидата психологических наук А. Либермана и методиста научно-исследовательского сектора Государственного педагогического института О. Репина показало: только для 35% детей характерен высокий уровень развития сюжетной игры, т. е. способность самостоятельно придумывать некоторое целостное событие (хотя бы на бытовом уровне). Около трети детей – 32% - показывают упрощенную игру, суть которой – манипулирование игрушками. Если взрослый вводит новый персонаж, характер игры никак не меняется – персонаж включается в череду бесконечных событий: кушать, спать, умываться…Высокий уровень игровой деятельности, как показывают полученные данные, формируются к концу дошкольного периода только у незначительной части детей (около трети). В основном он совпадает с результатами других исследователей и свидетельствует о редукции современной игровой деятельности детей тогда, когда отсутствует целенаправленная психологическая работа.
Значительно лучше справилась с заданиями «Сравни слова по длине» (Е. А. Бугрименко) группа детей, продемонстрировавшая «линейный» уровень развития сюжетной игры,- смогли отличить слово от того предмета, который оно обозначает, заметили, к примеру, что слово «змей» короче слова «червячок», чего нельзя сказать о большинстве детей, показавших примитивный уровень развития игры (кольцевой сюжет).
Подытоживая сказанное, зададимся вопросом: чем важны представленные результаты исследования? Они демонстрируют, сколь значимо освоение сюжета игры для интеллектуального развития дошкольников. Способность осознавать и произвольно удерживать сюжет игры – важная предпосылка, указывающая на то, что в дальнейшем ребенок способен освоить теоретические понятия. Показатель уровня развития такой способности – не столько принятие игровой роли, сколько индивидуальные способности к осознанию и воспроизведению сюжета игры.
Последнее время многие психологи бьют тревогу: игровая деятельность в детском саду вытесняется учебными занятиями. Однако для развития ребенка важно не только свободное для игры время. Необходимо, что бы педагог обеспечивал развивающую игровую деятельность, сформировал у детей способность включиться в сюжет игры, строить его, обращал внимание не только на факт включения в игру, не только на принятие роли (мама, водитель, продавец, но и на способность осознавать сюжет, придумывать новые сюжетные линии.
Этому надо учить.
(«Дошкольное воспитание» №6 2008г стр. 28-31)
продолжение читайте в моем блоге