Семенко Ирина
Роль игры в обучении детей элементарной математике
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в обучении детей элементарной математике
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Публикация «Роль игры в обучении детей элементарной математике» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Анализ состояния обучения математике дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и повторения знаний функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности (В. Н. Аванесова, О. М. Дьяченко, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.). Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, обучения через игру.
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Наиболее эффективным инструментом формирования у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Дидактическая игра интересует ребенка, намного более чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т. д.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их
к математике.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дошкольники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли дети вернуться к ней ещё раз?
6. Как обеспечить участие всех дошкольников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9. Какие выводы следует сообщить воспитанникам в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным воспитанников игры, замечания по нарушению дисциплины и др. ?
Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у детей вырабатывается положительное отношение к образованию.
По форме проведения: игры - соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, игры - драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры - исследования, открытия. Основными структурными компонентами дидактической игры являются : игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
При проведении занятий я использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:
Цифра восемь плюс крючки – получаются …
(очки).
К стихотворениям о геометрических фигурах, цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы.
При подготовке к занятиям, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей в игровой форме память, внимание, мышление, воображение, т. к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Дидактические игры доставляют детям радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовольствие, которое они испытывают от занятия умственным трудом, развивают интерес к математической деятельности и желания заниматься ею, что является залогом успешного обучения в школе. Успех в играх вдохновляет его на новые победы. А счастливого ребенка легче учить, воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.