Никольская Ирина Николаевна
Роль игровых технологий в развитии речевой активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь – тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее общение с другими людьми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – это основное условие нормального развития ребенка и дальнейшего его успешного обучения в школе.
Публикация «Роль игровых технологий в развитии речевой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К сожалению, в настоящее время в речи детей существуют множество проблем. Это и недостаточный словарный запас, нарушение звукопроизношения, неумение вести диалог, трудности в составлении описательных рассказов, отсутствие умения грамматически правильно построить предложение.
Дети, имеющие нарушения речи, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками, снижается познавательная активность.
Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и Федеральная Образовательная программа диктуют ряд достаточно серьезных требований к речевому развитию дошкольников.
Согласно ФГОС ДО, Речевое развитие включает :
- владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературы, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить речевое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе. Поэтому я и выбрала данную тему.
Цель: Создание благоприятных условий для речевого развития детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Задачи можете увидеть на экране:
- Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со
сверстниками и взрослыми.
- Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ, способствующую развитию речевой активности.
- Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребенка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь, средствами разнообразных игровых технологий.
Проблеме развития речи детей уделяли особое внимание такие педагоги-новаторы, как
Алексей Алексеевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Елизавета Ивановна Тихеева, и др.
Еще Лев Семё нович Выготский говорил : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи.»
Ни для кого не секрет, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.
Одно из главных условий успешной организации в развитии речи - создание предметно – развивающей среды, которая позволяет детям расширить
речевые возможности.
Мой путь в педагогике – это постоянный поиск удачных находок. Сегодня я хочу рассказать вам о нескольких технологиях развития речи дошкольников.
Одной из них является – макетирование. Это одна из эффективных инновационных технологий, способствующая формированию игровых умений и творческих способностей детей.
Это настоящая находка для развития речи как малышей, так и детей старшего дошкольного возраста, ведь при работе с макетом дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым пополняют и активизируют свой словарный запас, развивают грамматический строй речи, идет закрепление и обобщение знаний по той или иной теме, происходит развитие монологической и диалогической речи.
Ещё одна из технологий, которую я использую в своей работе – это Кубик Блума. Как вы, наверное, знаете, его создал американский педагог и психолог Бенджамин Блум. Он известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности, то есть, ребенку предлагают не готовое решение, а проблему. А дошкольник, опираясь на свой опыт и знания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Использование «Кубика Блума» оказывает положительное влияние на развитие речемыслительной деятельности. Ребенок учится анализировать, рассуждать и высказывать свои мысли, что способствует развитию связной речи. Практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А мне этот прием помогает в активной и занимательной форме проверить, как дети усвоили знания и умения.
В своё время меня заинтересовала еще одна технология, которую сейчас я успешно применяю в своей работе. Это круги Луллия. Они, на мой взгляд, являются универсальными помощниками, формирующими мыслительные процессы у детей. Умело подобранные задания позволяют научить ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения, а так же обогащается и активизируется словарный запас.
Уважаемые коллеги! Сейчас сложно представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникаций. Стремительное развитие технологий влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания.
В. В. Путин сказал: «Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения; с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, умению работать в команде, что важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».
Одной из новых технологий является использование QR- кодов. QR- код – это матричный код, изобретенный в 1994 году японской компанией. Его преимуществом является быстрое считывание любой камерой и большая вместимость информации.
С помощью QR- кода – этого «таинственного квадратика» с секретом, можно зашифровать все. Дети в соответствии с темой, заданием или подсказками, спрятанными в QR- коды, выполняют необходимые действия. QR- код становится элементом дополнительной реальности во время образовательной деятельности, иными словами, он объединяет виртуальность и реальность.
Результатом целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей, прослеживается повышение уровня развития речи дошкольников. Использование различных игр превратили ежедневные занятия в увлекательную игру. У детей появился интерес общаться как на занятиях, так в повседневной жизни. Проявляя речевую активность, дети преодолевают робость, застенчивость. С помощью игр у детей расширился кругозор, обобщились знания об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас. По итогам мониторинга, который представлен на экране, была выявлена положительная динамика в развитии речи.
Одной из основных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением, является организация взаимодействия с семьями детей.
Как все вы знаете, Указом Президента РФ 2024 год объявлен годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми.
Игровые технологии, которые я использую в своей работе, нравятся не только детям, но и родителям, что позволяет объединить детей, родителей и педагогов в игровой деятельности для развития речи у дошкольников.
Семья для ребенка важнее всего.
И ближе родных в мире нет никого.
Но в детском саду малыша тоже ждут.
Его здесь встречают, его здесь поймут.
Все вместе: родители и детский сад
Помогут, подскажут, научат ребят
Всему, чтобы в школу учиться пойти.
Осталось немножечко лишь подрасти.
Только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей можно добиться наилучших результатов в воспитании и развитии ребенка.
Своими педагогическими находками я охотно делюсь с педагогами детского сада.
Коллеги, опытом своим хочу я поделиться.
В работе вашей, может быть, мой опыт пригодится.
Без инноваций никуда! Их применять полезно.
Ведь с ними детям каждый день здесь очень интересно.
Коллеги с интересом знакомятся с моим опытом работы по теме, с удовольствием используют мои методические разработки, дидактические игры и пособия.
И в заключении хочу подтвердить мысль Василия Александровича Сухомлинского: «Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно».