Елена Ерошенко-Никишкова
Роль игр-эстафет в развитии физических качеств детей дошкольников. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игр-эстафет в развитии физических качеств детей дошкольников. Консультация для воспитателей
Основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому существенность физкультурно-оздоровительной работы состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активность.
Двигательная активность – главный фактор, определяющий уровень обменных процессов в организме и, соответственно, состояние мышечной и сердечно-сосудистой систем. Для нормального роста и гармоничного развития ребенка необходим оптимальный двигательный режим. Среди целей физического воспитания в ДОУ основными являются удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение хорошего уровня здоровья и всестороннего двигательного развития с использованием для этого разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Публикация «Роль игр-эстафет в развитии физических качеств детей дошкольников, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Главная задача физического воспитания в дошкольном учреждении – обеспечить всестороннюю физическую подготовку каждого ребенка, помочь приобрести необходимый запас умений и навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается возрастным и индивидуальным развитием.
Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обеспечивают новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа. И значительная роль в этом принадлежит эстафетам.
Эстафета – это игра, в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другом различные движения, передавая другому игроку своей команды (палочку, мяч, обруч, и стараясь сделать это быстрее участников команды-противника. Эстафеты как вид деятельности используется, начиная со старшего возраста.
В 6-летнем возрасте происходят существенные изменения в развитии двигательных качеств. Последующее обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Развитие у дошкольников физических качеств (ловкости, гибкости, силы).
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводят не только систематические разучивание с детьми новых упражнений, но и выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх, игровых упражнениях и эстафетных заданиях детям приходиться переключаться от одних движений к другим, быстро решать сложные двигательные задачи.
Гибкость – это способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности упражнений для туловища.
Сила – это способность человека преодолевать сопротивление (выполнять работу) за счет мышечных напряжений. Развитие силы мышц дошкольников может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях с медболом, мешочками с песком, гантелями, а также использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
В старшем дошкольном возрасте дети могут выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, демонстрируя хорошие скоростно-силовые способности, выносливость. И поэтому для тренировки двигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать и особенно желание играть. Как показывает практика, робкие и малоинициативные дети в процессе эстафеты становятся смелыми и активными. Во время эстафет многие дети выполняют игровые действия значительно лучше, чем в ходе тренировочных занятий.
Эстафета – это соревнования спортивных команд. Формы использования в эстафетах разнообразны. Соревнования используются как прием, который помогает вызвать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, быстрее осмысливать двигательные задания, повышать двигательную, мыслительную, эмоциональную и творческую активность детей, развивать внимание, совершенствовать двигательную память. Соревнования применяется и как способ совершенствования двигательных навыков и физических способностей, и как средство воспитания морально-волевых качеств (смелости, выручки).
В зависимости от поставленных педагогических задач, от умений детей, их двигательного опыта к понятию «эстафета» применимы такие виды соревнований, как коллективные и индивидуально-коллективные.
Коллективные соревнования, например «чья команда пробежит легче и тише», воспитывают чувство ответственности перед товарищами, создают общность радостных переживаний, вызывают уважение друг к ругу, гордость за достигнутые успехи. Для проведения коллективного соревнования необходимо, чтобы все дети умели правильно выполнять элементы техники движения, включенные в задание. Успешное выполнение движения доставит детям удовольствие, вызовет чувство уверенности в своих силах, желание совершенствовать навыки.
Индивидуально-коллективные соревнования проводятся по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выигрывает та команда, в которой больше победителей». Такой вид соревнований способствует формированию у детей умения сочетать личные и коллективные интересы, используется на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков и доступен детям 7-го жизни.
Разнообразие двигательных заданий, направленных на правильное и быстрое выполнение движения, точную и быструю реакцию на сигнал, лучшее выполнение игровой роли, сознательное и ответственное соблюдение правил, требует разнообразия приемов и форм проведения соревнования.
Вместе с тем соревнование как прием совершенствования двигательного навыка должен использоваться нечасто и применяться тогда, когда возникает необходимость совершенствования навыка или его элементов. А частое использование соревнования может привести к эмоциональному привыканию или вызвать излишнее эмоциональное возбуждение.