Татьяна
Роль и значение игры в художественно-эстетическом развитии детей
▼ Скачать +Заказ
Роль и значение игры в художественно-эстетическом развитии
детей.
Особое значение в процессе развития ребенка имеет его игровой опыт, игровая деятельность.
Игра – один из видов детской деятельности, культивируемой взрослыми в целях воспитания детей, приобщения их к человеческим рядовым способам действий с предметами, способами и средствам общения. В игре ребенок зреет как личность, в игре формируются те качества его психики, которые необходимы впоследствии в учебной деятельности и труде.
Публикация «Роль и значение игры в художественно-эстетическом развитии детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Фундамент педагогической концепции игры, важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования ученых Е. А. Флерсиной, Е. И. Тилеевой, Е. А. Аркина (20-30 годы, позднее – работа Д. Б. Менджерицкой, Р. И. Жуковской, Ф. И. Фрадкиной, Н. М. Аксариной, А. П. Усовой, Т. А. Марковой и др.
Одно из основных положений психолого-педагогической концепции игры : игра ребенка имеет историческую, а не биологическую природу. Утверждение исторического подхода к проблеме генеза игры в педагогике и психологии методологически базируется на философии исторического материализма. Диалектико-материалистического понимания природы и закономерностей формирования игры в психологии утвердили исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и их последователей.
Игра как специфический атрибут детства стихийно, но закономерно, возникла в человеческом обществе как необходимый воспитательный инструмент, генетически связанный с трудовой и общественной деятельностью взрослых людей.
Игра влияет на весь строй личности ребенка, подготавливает такое ее качество, как саморегуляция своих действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшее достижение развития детской личности в игре – приобретение качества общественности. В коллективной игре, как показывают исследования А. В. Запорожца, Н. А. Коротковой, Р. И. Иванковой, Н. Я. Михайленко (даже если играют два-три ребенка, происходит взаимодействие замыслов их движения, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Ряд педагогических работ показывает: умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Детей, оказывается, нужно учить играть. И от того, какое содержание будет заключено в процедуру последовательной передачи ребенку в воспитательном процессе игровых способов отображения действительности, ее различных сторон, уровней и замыслов, зависит, образно говоря, успех трансляции обществом своей культуры ребенку. Это позиция в педагогике опирается на выработанную в психологии теорию присвоения ребенком культурно-исторического опыта (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).
Следует подчеркнуть, что присвоение общественного опыта происходит успешно лишь при условии собственной активности ребенка, в его деятельности.
Одна из главнейших линий психологического развития ребенка в игре – линия его интеллектуального развития, имеющая фундаментальное значение в качестве основы реализации всех других сторон развития детской личности.