Ирина Применко
Роль художественно-эстетического воспитания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка».
Л. С. Выготский
Роль художественно-эстетического воспитания у детей дошкольного возраста.
Публикация «Роль художественно-эстетического воспитания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Долгое время считалось, что художественно-эстетическое воспитание -это всего лишь, выразительность речи, музыкальный, поэтический слух. Однако, сфера данного воспитания на много шире выше перечисленного. На данный момент с введением ФГОС, художественно-эстетическое воспитание, включает в себя на много больше задач: развитие творческих задатков в ребенке; поддержание абстрактного мышления, так же развитие, как образного, так и ассоциативного мышления; познание картины мира через воображение и творчество. Роль художественно-эстетического воспитания у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является особо актуальной, взрослые (родители и педагоги) сталкиваются с проблемой: «современный» ребенок не адаптирован к жизненным ситуациям и не является эмоционально устойчивым. Прогрессирует «дефицит» доброты. Большую роль в становлении личности, адаптации детей в социуме играют сказки. Если, раньше, сказки несли основное направление научить ребенка состраданию, сопереживанию, сохранению семейных традиций и ценностей, заботе и любви к ближнему, любви к родной земле, то современные сказки «начиняют» - «счастливым» концом. Нет в сказках «трагичности». Все это не позволяет ребенку осознать боль утраты близкого, «примерить» на себя не справедливое отношение к людям, животным, к живой и не живой природе. И соответственно отсутствие поиска решения из сложившихся ситуаций.
Для того, чтобы воспитать у дошкольников эмоциональную отзывчивость, дорожить семьей, привить любовь к своей родине, я постоянно предлагаю детям почитать те, сказки, которые, «пришли» к нам с того времени, еще когда не было письменности, и они передавались из уст в уста. После прочтения мы вместе обсуждаем героев сказки, их судьбы, поступки, быт. Рассуждаем, как бы они поступили, оказавшись на месте героев. В современных семьях редким, и даже удивительным фактом будет являться, то, что семья слушает классическую музыку и говорит о ней с ребенком. Соответственно, ребенок не получает знания и умения «слышать» в музыкальном произведении настроение. Воображать и рисовать картину, того, что хотел передать композитор, сочиняя то или иное произведение.
Совместно с родителями проводим праздники. Где не только дети, но и родители являются участниками мероприятия. Это устанавливает более тесный контакт, формирует дружеские, теплые отношения между родителями и детьми. Проводим остановки спектакля по прочитанным сказкам: «Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка».
Через музыкальное воспитание, ребенок получает комплексное воздействие, являясь не пассивным слушателем, а может выполнять под музыку такие действия, как рисовать, танцевать, мыслить, воображать.
В музыкальном воспитании задействованы двигательная активность, глазодвижение, слух, восприятие. С помощью музыкального воспитания происходит формирование мироощущения, возможно научить детей воспринимать мир не только глазами, но и на слух.
Для развития ассоциативного мышления с детьми прослушиваем такие произведения, как «времена года» А. Вивальди. Затем делимся впечатлениями, возникшими после прослушивания. Каждый раз, дети «рисуют» новые образы и рассказывают о новых ощущениях от прослушанного. Дети учатся видеть мир «другими» глазами.
Часто взрослые делают очень серьезные ошибки «оценивая» рисунки ребенка. Особенно сравнивая работу своего ребенка с работами других детей : «Вот у тебя «мазня», а у Вани красота!». Этим самым просто «убивают» всякий интерес и старания к дальнейшему творчеству. Любой рисунок ребенка – шедевр. Вовремя похвалив ребенка за рисунок, пусть даже самый не удачный, мы возможно воспитываем будущего художника.
Через художественное воспитание, а именно через изобразительную деятельность, моя цель - научить детей видеть цвета - развивать цветовидение. Ощущать цвета, уметь их делить на теплые, холодные и нейтральные. Делать «живые линии» акварелью без карандаша. Научить видеть тонкости предметов живой и не живой природы.
Именно поэтому и была организована экскурсия в осенний лес. Где дети имели возможность внимательно рассмотреть природу осенью, и ее цвета, а по возвращению в детский сад перенести увиденное на лист бумаги. Рисунки на тему: «Осенний лист», нарисованные после экскурсии, под музыкальное сопровождение поразили разнообразием красок и форм, получившись совершенно иными, по равнению с рисунками прошлого года.
Так же, знакомлю детей с творчеством великих художников, как Суриков, Кандинский.
Цель: формирование творческого уровня, мироощущение, мировоззрения, мировосприятия. Повышение родительской грамотности в вопросах художественно-эстетическом воспитании дошкольников.
Мною были поставлены задачи:
- Формировать художественно-эстетической творческой способности.
- Развивать фантазию, творчество, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение, навыки рисования.
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии, любовь к своей малой родине.
Используемые приемы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность воспитателя с детьми родителями;
- развивающая предметно – пространственная среда;
- Выездные мероприятия.
Используемые методы:
- Наглядные;
- Словесные;
- Практические;
- Игровые.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание играет большую роль в становлении личности, адаптации детей в социуме современный» ребенок УЧИТСЯ не адаптироваться к жизненным ситуациям и становится эмоционально устойчивым.
Используемая литература:
1.) Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2.) «Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова
3.) И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет».
4.) Н. И. Ганошенко, С. Ю. Мещерякова «Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности»
5.) Л. А. Малахова «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста»
6.) Русские народные сказки, сказки народов мира.