Елена Викторовна Дурина
Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль народного фольклора во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
Дурина Елена Викторовна, Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 г. Камызяк» Астраханская область (из опыта работы).
Фольклор - устное народное творчество. Переводится с английского «народная мудрость.» Уходит своими корнями в глубокое прошлое, когда человечество ещё не знало письменности. Фольклорные произведения передавались из уст в уста.
Публикация «Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Первым произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция успокоить, убаюкать ребёнка. Народ путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной
мелодией.
Материнские чувства подсказали- каким должно быть её содержание. В колыбельной песне высказывались материнские надежды видеть своего ребёнка добрым, сильным, здоровым, счастливым.
Эти мечты высказываются нежными, идущими от сердца словами, что придаёт колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.
Спи- спи,Сашенька,
спи милашенька.
Спи-спи подоле,
вырастешь поболе, станешь в школу ходить, станешь книжки учить Баю- бай, поскорее засыпай, усни ненаглядный, спи, моя родная рыбка золотая.
Логическим продолжением колыбельной песни являются пестушки и потешки.
Своё название они получили от слова «пестовать», тешить, нянчить, ходить за кем- либо. Термин «пестун» был равнозначен более позднему слову «воспитатель,» он встречается на страницах летописей.
Пестушки и потешки - короткие стихи, которые сопровождают ребенка в первые месяцы жизни и на протяжении всего дошкольного возраста.
Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребё нка в его первых и очень трудных для него шагах:
Аи, деточка, попляши,
твои ножки хороши.
Пестушки «Сорока- сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая». хорошо известны и сегодня нами используются. Следует обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, эти стихи содержат «уроки» жизни, причём уроки эти ненавязчивые, незатейливые, интересные и занимательные. И действительно, коза боднет того, кто молока не пьёт. В «сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашу не варил».
Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребёнка, что помогало ему усваивать те или иные знания и правила поведения.
В своей работе я тоже использовала эти «уроки». Знакомство с потешками начинала с рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Даю возможность детям рассмотреть и рассказываю потешку.
В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые дети услышат в потешке. Приятно было наблюдать как дети используют потешки во время сюжетно- ролевых игр, как бережнее стали относиться они к своим игр ушкам и друг другу.
Дети взрослели и на смену пестушкам приходят прибаутки-маленькие смешные сказочки или выражения, придающие речи юмористический оттенок.
Читая детям прибаутки (где утки могут играть в дудки, кошка шить рубашку, старалась развивать воображение, фантазию, способность взглянуть на вещи с необычной стороны.
Так зарождается оригинальность мышления, творческой деятельности. Однако воображение лежит на реальной основе. И здесь опять явно выступают человеческие качества, которые либо одобряются, либо порицаются. Например известная прибаутка " Тили бом, тили бом!
Загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, глаза выпучила, Бежит курица с ведром, заливает кошкин дом А собачка только лает, ничего не помогает". Прочитала это детям и обсудила с ними происходящее:
- кто герой потешки?
- что случилось с кошкой?
- кто больше понравился? Почему?
- правильно ли вела себя собачка? Почему?
- что бы могло произойти, если бы эта история случилась с людьми?
- что надо делать, чтобы избежать беды?
Малыши подрастают и в 5-6 лет большую часть своего времени проводят на улице со сверстниками. Перед детьми стоит задача войти в эту среду, закрепиться и утвердиться в ней. В детской среде ребёнок как нигде лучше овладевает способами самовыражения. Это влияет на становление его самооценки, саморегу-ляции своего поведения и настроения.
Одним из наиболее известных средств, развивающих эти стороны личности ребёнка являются народные игры. В настоящее время существует много сборников таких игр.
- А вот о считалках, с которых часто начинаются игры, можно рассказать особо.
Среди детей в наши дни считалка в большем почёте, чем другие формы фольклора. Сведения детей в этой области достаточно обширны : серый заяц исправно бегает в лес за лыком, кукушка ведёт своих детей мимо сети. Большинство известных считалок книжного происхождения. И в детском исполнении они звучат как стихи, только весёлые, «смешные». Главная особенность считалки — чёткий ритм, возможность кричать каждое слово. Самый распространённый вид народной считалки предназначен непосредственно для расчё та играющих :
123 — водишь ты.
Большая группа считалок указывает на то, кто будет участником игры.
К этому виду считалок относятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или на выход из расчёта. Его заменяет последнее выразительное слово.
Сива, ива, дуба, клён,
Шура, юга - кон!
Дело в том, что считалки- это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы — ребёнка) распоряжается распределением ролей. А если это так, то выигрыш и удача зависят от самого играющего.
Ребёнок в игре должен быть находчивым, сообразительным, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка. Требования считалки разнообразны и редко повторяются.
Например, в считалке «На златом крыльце сидели» нужно правильно ответить на вопрос:«Кто ты будешь такой?» - ребёнок должен быть внимательным. Есть считалки, где выигравший по расчёту отдаёт своё право покинуть круг товарищу, а сам остаётся для новых испытаний.
Ещё считалки воспитывают честность, т. к. в ритме считалки заложена объективность расчета. Услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему- умение не из лёгких. Оно приобретается детьми только в игре. Чем азартнее игра, тем желаннее для ребёнка быть избранным, тем острее дети вслушиваются в ритм считалки, тем строже соблюдают правила объективной справедливости.
В давние времена старшие устраивали специальные вечера, где старались проверить знания, наблюдательность и сообразительность младших. В этом им помогали загадки. (вечера загадок) Старшие загадывали загадки младшим, и загадки шли не вразброс, а в определённом порядке- сначала загадки о человеке, потом о доме, вещах, которые в нём находятся, затем о дворе, огороде, саде, полях, лесах и в самом конце о явлениях природы. Старики, загадывая загадки молодым, не стремились запутать их, а наоборот, строгим порядком вопросов, как бы помогали им. В своей работе я широко использую загадки. Загадки- это мудрый вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания чего-либо. Стараюсь подобрать загадки, которые помогают детям увидеть красоту и разнообразие мира, его обитателей, открыть его тайны. Много загадок о животных:
Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. Живёт под крылечком, хвост колечком. С хозяином дружит, дом сторожит.
Чтобы дети отгадали эти загадки предлагаю понаблюдать за этими животными в повседневной жизни, рассмотреть их внешний вид, повадки, придумать свои описательные загадки, рассматриваем иллюстрации, читаю другие произведения про этих животных. Накопление знаний об этих объектах, помогает детям в дальнейшем узнавать знакомых героев в других загадках.
- Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьёт, песенки поёт.
-Гладишь -ласкается, дразнишь- кусается.
Некоторые загадки о природных явлениях отражают их особенность и изменчивость.
-Белое покрывало на землю упало.
-Зимой лежал, весной ручьём убежал.
Или:
-Голубой платок, алый колобок. По платку катается, людям улыбается.
-Белая вата плывёт куда-то, чем вата ниже- тем дождик ближе.
Для отгадывания этих загадок организовывала наблюдения на прогулке в разную погоду, в разное время года, обращала внимание на сравнения (небо-
- платок, облака- вата, солнце- колобок.)
Это настраивало детей на приобретение определённых знаний, придумывание своих описательных загадок.
После наблюдения можно зарисовать небо в разную погоду и увидеть красоту в разных красках.
Это способствовало расширению знаний детей об окружающем мире, воспитанию потребности общаться с природой, приходить ей на помощь.
В старшей и подготовительной группах наряду с малыми фольклорными жанрами я много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала.
Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание произведения, отношение к персонажам.
Я не спешила задавать вопросы по содержанию сказки, наблюдала, как дети осмысливали содержание, делились впечатлениями по поводу характера героев.
Постепенно подводила детей к участию в драматизации отрывков сказок. Дети учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, волк, медведь.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но никто не оставался в стороне.
Участие детей в национальных праздниках, играх, хороводах, прослушивание народной музыки вовлекало их в занимательный и яркий мир народного творчества.
В последствии стала готовить с детьми драматизации целых произведений. В старшей группе- спектакль по русской народной сказке «Гуси- лебеди», в подготовительной - «Репка» (на новый лад). Все дети с удовольствием принимали участие в этой работе.
Большую помощь в подготовке спектаклей нам оказала музыкальный руководитель. Она помогла подобрать музыку, песни, танцы. Помогали и родители: учили с детьми тексты героев, делали необходимые атрибуты, шили костюмы. Во время спектакля радовались успеху детей.
Участие в спектаклях, играх, новая красочная атрибутика (декорации, костюмы, постепенно приобщали детей к русской национальной культуре.
Итак роль фольклора неоценима : малыш ещё плохо говорит- колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью.
Малыш делает первые шаги, плачет, радуется- потешка, пестушка помогает ему осваиваться в мире, который ему ещё не очень знаком.
Малыш учится быть человеком слушая фольклорные произведения, получает ненавязчиво добрые и мудрые наставления, учится жизни.