МААМ-картинки

Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников

Елена Викторовна Дурина
Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль народного фольклора во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»

Дурина Елена Викторовна, Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 г. Камызяк» Астраханская область (из опыта работы).

Фольклор - устное народное творчество. Переводится с английского «народная мудрость.» Уходит своими корнями в глубокое прошлое, когда человечество ещё не знало письменности. Фольклорные произведения передавались из уст в уста.

Публикация «Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников» размещена в разделах

Первым произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция успокоить, убаюкать ребёнка. Народ путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной

мелодией.

Материнские чувства подсказали- каким должно быть её содержание. В колыбельной песне высказывались материнские надежды видеть своего ребёнка добрым, сильным, здоровым, счастливым.

Эти мечты высказываются нежными, идущими от сердца словами, что придаёт колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.

Спи- спи,Сашенька,

спи милашенька.

Спи-спи подоле,

вырастешь поболе, станешь в школу ходить, станешь книжки учить Баю- бай, поскорее засыпай, усни ненаглядный, спи, моя родная рыбка золотая.

Логическим продолжением колыбельной песни являются пестушки и потешки.

Своё название они получили от слова «пестовать», тешить, нянчить, ходить за кем- либо. Термин «пестун» был равнозначен более позднему слову «воспитатель,» он встречается на страницах летописей.

Пестушки и потешки - короткие стихи, которые сопровождают ребенка в первые месяцы жизни и на протяжении всего дошкольного возраста.

Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребё нка в его первых и очень трудных для него шагах:

Аи, деточка, попляши,

твои ножки хороши.

Пестушки «Сорока- сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая». хорошо известны и сегодня нами используются. Следует обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, эти стихи содержат «уроки» жизни, причём уроки эти ненавязчивые, незатейливые, интересные и занимательные. И действительно, коза боднет того, кто молока не пьёт. В «сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашу не варил».

Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребёнка, что помогало ему усваивать те или иные знания и правила поведения.

В своей работе я тоже использовала эти «уроки». Знакомство с потешками начинала с рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Даю возможность детям рассмотреть и рассказываю потешку.

В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые дети услышат в потешке. Приятно было наблюдать как дети используют потешки во время сюжетно- ролевых игр, как бережнее стали относиться они к своим игр ушкам и друг другу.

Дети взрослели и на смену пестушкам приходят прибаутки-маленькие смешные сказочки или выражения, придающие речи юмористический оттенок.

Читая детям прибаутки (где утки могут играть в дудки, кошка шить рубашку, старалась развивать воображение, фантазию, способность взглянуть на вещи с необычной стороны.

Так зарождается оригинальность мышления, творческой деятельности. Однако воображение лежит на реальной основе. И здесь опять явно выступают человеческие качества, которые либо одобряются, либо порицаются. Например известная прибаутка " Тили бом, тили бом!

Загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, глаза выпучила, Бежит курица с ведром, заливает кошкин дом А собачка только лает, ничего не помогает". Прочитала это детям и обсудила с ними происходящее:

- кто герой потешки?

- что случилось с кошкой?

- кто больше понравился? Почему?

- правильно ли вела себя собачка? Почему?

- что бы могло произойти, если бы эта история случилась с людьми?

- что надо делать, чтобы избежать беды?

Малыши подрастают и в 5-6 лет большую часть своего времени проводят на улице со сверстниками. Перед детьми стоит задача войти в эту среду, закрепиться и утвердиться в ней. В детской среде ребёнок как нигде лучше овладевает способами самовыражения. Это влияет на становление его самооценки, саморегу-ляции своего поведения и настроения.

Одним из наиболее известных средств, развивающих эти стороны личности ребёнка являются народные игры. В настоящее время существует много сборников таких игр.

- А вот о считалках, с которых часто начинаются игры, можно рассказать особо.

Среди детей в наши дни считалка в большем почёте, чем другие формы фольклора. Сведения детей в этой области достаточно обширны : серый заяц исправно бегает в лес за лыком, кукушка ведёт своих детей мимо сети. Большинство известных считалок книжного происхождения. И в детском исполнении они звучат как стихи, только весёлые, «смешные». Главная особенность считалки — чёткий ритм, возможность кричать каждое слово. Самый распространённый вид народной считалки предназначен непосредственно для расчё та играющих :

123 — водишь ты.

Большая группа считалок указывает на то, кто будет участником игры.

К этому виду считалок относятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или на выход из расчёта. Его заменяет последнее выразительное слово.

Сива, ива, дуба, клён,

Шура, юга - кон!

Дело в том, что считалки- это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы — ребёнка) распоряжается распределением ролей. А если это так, то выигрыш и удача зависят от самого играющего.

Ребёнок в игре должен быть находчивым, сообразительным, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка. Требования считалки разнообразны и редко повторяются.

Например, в считалке «На златом крыльце сидели» нужно правильно ответить на вопрос:«Кто ты будешь такой?» - ребёнок должен быть внимательным. Есть считалки, где выигравший по расчёту отдаёт своё право покинуть круг товарищу, а сам остаётся для новых испытаний.

Ещё считалки воспитывают честность, т. к. в ритме считалки заложена объективность расчета. Услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему- умение не из лёгких. Оно приобретается детьми только в игре. Чем азартнее игра, тем желаннее для ребёнка быть избранным, тем острее дети вслушиваются в ритм считалки, тем строже соблюдают правила объективной справедливости.

В давние времена старшие устраивали специальные вечера, где старались проверить знания, наблюдательность и сообразительность младших. В этом им помогали загадки. (вечера загадок) Старшие загадывали загадки младшим, и загадки шли не вразброс, а в определённом порядке- сначала загадки о человеке, потом о доме, вещах, которые в нём находятся, затем о дворе, огороде, саде, полях, лесах и в самом конце о явлениях природы. Старики, загадывая загадки молодым, не стремились запутать их, а наоборот, строгим порядком вопросов, как бы помогали им. В своей работе я широко использую загадки. Загадки- это мудрый вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания чего-либо. Стараюсь подобрать загадки, которые помогают детям увидеть красоту и разнообразие мира, его обитателей, открыть его тайны. Много загадок о животных:

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. Живёт под крылечком, хвост колечком. С хозяином дружит, дом сторожит.

Чтобы дети отгадали эти загадки предлагаю понаблюдать за этими животными в повседневной жизни, рассмотреть их внешний вид, повадки, придумать свои описательные загадки, рассматриваем иллюстрации, читаю другие произведения про этих животных. Накопление знаний об этих объектах, помогает детям в дальнейшем узнавать знакомых героев в других загадках.

- Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьёт, песенки поёт.

-Гладишь -ласкается, дразнишь- кусается.

Некоторые загадки о природных явлениях отражают их особенность и изменчивость.

-Белое покрывало на землю упало.

-Зимой лежал, весной ручьём убежал.

Или:

-Голубой платок, алый колобок. По платку катается, людям улыбается.

-Белая вата плывёт куда-то, чем вата ниже- тем дождик ближе.

Для отгадывания этих загадок организовывала наблюдения на прогулке в разную погоду, в разное время года, обращала внимание на сравнения (небо-

- платок, облака- вата, солнце- колобок.)

Это настраивало детей на приобретение определённых знаний, придумывание своих описательных загадок.

После наблюдения можно зарисовать небо в разную погоду и увидеть красоту в разных красках.

Это способствовало расширению знаний детей об окружающем мире, воспитанию потребности общаться с природой, приходить ей на помощь.

В старшей и подготовительной группах наряду с малыми фольклорными жанрами я много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала.

Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание произведения, отношение к персонажам.

Я не спешила задавать вопросы по содержанию сказки, наблюдала, как дети осмысливали содержание, делились впечатлениями по поводу характера героев.

Постепенно подводила детей к участию в драматизации отрывков сказок. Дети учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, волк, медведь.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но никто не оставался в стороне.

Участие детей в национальных праздниках, играх, хороводах, прослушивание народной музыки вовлекало их в занимательный и яркий мир народного творчества.

В последствии стала готовить с детьми драматизации целых произведений. В старшей группе- спектакль по русской народной сказке «Гуси- лебеди», в подготовительной - «Репка» (на новый лад). Все дети с удовольствием принимали участие в этой работе.

Большую помощь в подготовке спектаклей нам оказала музыкальный руководитель. Она помогла подобрать музыку, песни, танцы. Помогали и родители: учили с детьми тексты героев, делали необходимые атрибуты, шили костюмы. Во время спектакля радовались успеху детей.

Участие в спектаклях, играх, новая красочная атрибутика (декорации, костюмы, постепенно приобщали детей к русской национальной культуре.

Итак роль фольклора неоценима : малыш ещё плохо говорит- колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью.

Малыш делает первые шаги, плачет, радуется- потешка, пестушка помогает ему осваиваться в мире, который ему ещё не очень знаком.

Малыш учится быть человеком слушая фольклорные произведения, получает ненавязчиво добрые и мудрые наставления, учится жизни.

Публикации по теме:

План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников
Опубликовано: 26 сентября 2014 в 12:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Викторовна Дурина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД