александра петрова
Роль детской литературы в развитии счетной деятельности детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Роль детской литературы в развитии счетной деятельности детей
Петрова Александра Васильевна
(ФИО участника)
ГАПОУ «Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова» РС (Я)
(наименование ОУ)
Публикация «Роль детской литературы в развитии счетной деятельности детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Необходимость обучения дошкольников счету обусловливается ориентацией системы образования на разностороннее развитие личности ребенка, подготовку его в жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Усвоение дошкольниками понятия числа, овладение счетом как деятельностью обеспечивает их ориентировку в окружающем мире, развитие мыслительных процессов и интеллектуальное развитие в целом.
Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственно верным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей.
Обучению дошкольников счету, формированию их счетной деятельности посвящены работы многих исследователей в области дошкольного образования: А. В. Белошистой, В. В. Даниловой, A.M. Леушиной, Н. А. Менчинской, Е. И. Тихеевой, Е. И. Щербаковой и др. В их работах описаны разнообразные приемы, формы, средства работы по формированию у детей счетной деятельности и умений счета.
В современных документах, регулирующих деятельность воспитателя (ФГОС ДО) обоснована значимость познавательного развития ребёнка, что представляет формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о количестве, числе, части и целом, и др.) что относится к математическому развитию, в том числе счетной деятельности.
Существуют множество различных средств, с помощью которых дети овладевают математическим содержанием. На наш взгляд, не менее ценным является детская литература, которая является основой занимательного материала.
Исследования показывают, что при применении детской литературы наблюдается высокая активность дошкольников, интенсивная познавательная самостоятельная деятельность, увеличиваются глубина и объем полученных знаний и умений. Однако в практической деятельности дошкольной образовательной организации детская литература при обучении детей счету используется недостаточно.
Принимая во внимание все вышесказанное, темой работы выбрана проблема развития счетной деятельности детей подготовительной группы посредством детской литературы.
Цель исследования: выявить эффективность детской литературы в развитии счетной деятельности детей подготовительной группы.
Задачи исследования:
- раскрыть проблему развития счетной деятельности детей дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе;
- выделить возрастные особенности развития количественных представлений у детей подготовительной группы;
- рассмотреть методические основы обучения детей подготовительной группы в счетной деятельности;
- исследовать уровень развития счетной деятельности у детей подготовительной группы;
- охарактеризовать и разработать дополнительную систему занятий по развитию счетной деятельности детей подготовительной группы посредством детской литературы.
В психолого-педагогической литературе (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. М. Леушина и др.) счет рассматривается как деятельность.
Е. И. Щербакова обращает внимание, что, как и в любой другой деятельности, в счетной выделяются цель, средства, способы осуществления, результат в виде итогового числа как показателя мощности множества []. Сущность счетной деятельности, по ее мнению, заключается в установлении взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств.
Как показывают исследователи А. М. Леушина, З. А. Михайлова, цель и результат счетной деятельности – это определение численности, мощности множества предметов (счет количественный) или упорядочивание элементов множества путем последовательного присвоения номера каждому предмету (счет порядковый). Достижение цели осуществляется установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами множества и числами натурального ряда. Ребенку необходимо освоить каждый из этих компонентов деятельности для успешного овладения ею.
Согласно выводам Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина и др., процесс формирования счетной деятельности проходит несколько этапов: этап развернутых внешних действий (этап проб и ошибок); этап развернутой внешней речи, где происходит нужный поиск; этап перехода к внутренней речи, когда ребенок может уже опираться на усвоенные им умения.
Обучение счету, как показывает Е. И. Щербакова, начинается с практических действий детей с множествами. Причем процессом счета, т. е. процессом называния чисел дошкольники овладевают быстрее, чем усваивают итоговый счет (итог счета).
Таким образом, анализ литературы позволил установить, что нет единого подхода к пониманию числа. Натуральные числа рассматриваются в количественной и порядковой теории. В количественной теории число рассматривается как количество элементов конечного множества. Натуральный ряд чисел в порядковой теории рассматривается на основе аксиоматического подхода.
Счет, или счетная деятельность – это сложная система соподчиненных друг другу отдельных действий, сущностью которых является установление взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда. Цель и результат счетной деятельности представляет собой определение численности, мощности множества предметов (счет количественный) или упорядочивание элементов множества путем последовательного присвоения номера каждому предмету (счет порядковый). Достижение цели осуществляется установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами множества и числами натурального ряда.
Успешность овладения ребенком счетной деятельностью определяется по уровню освоения им каждого из названных компонентов.
Дети 6-7 лет (подготовительная группа) обладают такими умениями: количественный и порядковый счет в пределах 10 и более (по возможности); сопоставление числа с соответствующим количеством конкретных предметов, обозначение количества соответствующим числом; получение чисел путем присчитывания и отсчитывания по единице, определение последующего и предыдущего числа; сравнение чисел различными способами; соотнесение числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов; выделение состава чисел 2, 3, 4, 5 и более с опорой на динамичную модель числа.
Существуют множество различных средств, с помощью которых дети овладевают математическим содержанием. Ведущим является дидактическая игра, но на наш взгляд, не менее ценным является художественная литература, которая является основой занимательного материала.
Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности художественного слова как средства воспитания и обучения детей.
Детская литература влияет практически на все сферы жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Приобщаясь к миру книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. В процессе литературного развития ребенок осваивает систему общих читательских умений, без которой невозможно формирование квалифицированного читателя и развитие способности познавать мир и выражать свои жизненные впечатления в художественном слове.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, стихов, считалок, скороговорок и поговорок с математическими элементами, задач в стихотворной форме, задач-шуток и
т. д. Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который используется нами в работе с детьми.
Была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию детской литературы в развитии счетной деятельности детей подготовительной группы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Тыллыминский Детский сад «Кунчээн» им. Д. Ф. Тимофеевой» с. Ломтука Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия, где приняли участие 20 детей подготовительной группы.
O пытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа исследования: выявить базовые уровни развития счетной деятельности у детей подготовительной группы.
При выборе диагностических заданий опора велась на обозначенные в реализуемой на базе ДОО программе показатели сформированности элементарных математических представлений для детей подготовительной группы. Критерии для выделения оснований: представления детей о счете предметов и об их упорядоченности, умения сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, умения считать в пределах 10, разделять предметы на группы по определенному признаку, уравнивать два множества.
Реализация констатирующего этапа, направленного на выявление уровня счетной деятельности у детей подготовительной группы, осуществлялась следующими методами исследования: инсценировка диагностических ситуаций; проведение игры-теста; проведение дидактической игры.
На констатирующем этапе нами были использованы следующие 3 методики:
1) Диагностическая методика И. И. Аргинской, направленная на выявление представлений детей о счете предметов и об их упорядоченности. ;
2) Адаптированная диагностическая методика А. В. Белошистой, направленная на выявление умения сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
3) Адаптированная диагностическая методика А. В. Белошистой, направленная на выявление умений считать в пределах 10, разделять предметы на группы по определенному признаку, уравнивать два множества.
В ходе проведения всех 3 методик диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе высокий уровень развития счетной деятельности выявлен у 10% детей, средний уровень развития количественных представлений - у 40% детей, низкий уровень развития количественных представлений - у 50% детей. В группе преобладает низкий уровень развития количественных представлений.
Наиболее затруднительными для детей оказались задания, направленные на выявление умений сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, а также умений осуществлять работу с множествами, считать в пределах 10, разделять предметы на группы по определенному признаку.
Дети, продемонстрировавшие низкий уровень развития счетной деятельности, путались в составе числа, допускали ошибки при сравнении чисел, ошибались при выполнении задания на уравнивание множеств.
Большую степень затруднения вызвали задания на диагностику уровня умений сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Чуть менее сложными, также вызвавшими затруднения, оказались задания по работе с множествами и систематизации предметов по заданному признаку Дети часто путали последовательность числового ряда, совершали ошибки при разделении монет на равные множества. Также дети путались и меняли свое мнение при задавании вопросов воспитателя, что свидетельствует о неуверенности в собственных знаниях и необходимости осуществления комплексной работы по организации последовательного обучения навыкам счета в группе.
Относительно результатов диагностической работы в контрольной группе можно сделать следующие выводы: высокий уровень развития счетной деятельности выявлен у 20% детей, средний уровень - у 60% детей, низкий уровень - у 20% детей (см. рисунок 1). Итак, в контрольной преобладает число детей, имеющих средний уровень развития счетной деятельности.
Рисунок 1. Показатели уровней развития счетной деятельности у детей подготовительной группы на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, по результатам выполненных диагностических заданий мы установили исходный уровень развития счетной деятельности у детей подготовительной группы. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что дети экспериментальной группы продемонстрировали, в основном, средний и низкий уровень. В контрольной группе отмечается средний уровень.
Итак, обобщение данных трех методик свидетельствует, что уровень развития счетной деятельности у детей экспериментальной группы ниже, чем в контрольной группе.
Полученные данные подтвердили необходимость проведения специальной работы с целью развития счетной деятельности у детей подготовительной группы посредством детской литературы.
Работая по данной теме, мы разработали принципы, способствующего математическому развитию дошкольников :
- фольклорная форма имеет математическое содержание;
- математический материал доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;
- фольклорные формы разнообразны и интересны;
- словарный материал фольклора должен быть понятен детям.
После прочтения художественного литературного произведения предложили отразить полученную информацию математического содержания в рисунке или другой продуктивной форме.
Занятия проводились по 2 раза в неделю, продолжительность – 25-30 минут.
В содержание занятий входили: обучение детей счетной деятельности, образованию чисел, ознакомлению с числом и целым, с вычислительными действиями, с арифметической задачей, с составом числа из единиц.
С детьми проводились занятия с использованием следующих произведений: рассказ Р. Кулаковского «Саадьанка», якутские народные сказки «Бэйбэрикээн эмээхсин», «Куобах кутуруга суох буолбута», сказки «Тулаайах уол», Бааьынай уола Микиитэ», корякская народная сказка «Албын саьыл», латышская сказка «Кыьыл комус сугэ».
Итак, наши занятия позволили детям быстрее и легче усваивать образовательную программу. Занимаясь с этим материалом, т. е. включая детскую литературу как средство образования ребёнка, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
И подобранный нами материал позволил более эффективно решать образовательные задачи, направленные на развитие счетной деятельности у детей подготовительной группы.
Для того, чтобы оценить эффективность формирующего эксперимента был проведен контрольный этап. Цель контрольного этапа : выявить динамику развития развитие счетной деятельности у детей подготовительной группы после формирующего этапа эксперимента.
Контрольный этап исследования осуществлялся с использованием всех диагностических материалов, представленных на констатирующем этапе. Данные фиксировались и сравнивались с первоначальными данными диагностики.
Динамику общих уровней развития счетной деятельности у детей обеих групп отразим на рисунке 2.
Экспериментальная группа Контрольная группа
Рисунок 2. Сравнительные показатели уровней развития счетной деятельности у детей обеих групп
По итогам контрольного эксперимента была доказана эффективность проведенной нами работы с детьми. На данном этапе исследования мы выявили повышение уровня развития счетной деятельности у детей из экспериментальной группы. Увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем, а низкий уровень - отсутствовал. Заметно было повышение высокого уровня - с 10 % до 40% после формирующего этапа. В контрольной группе динамика уровней развития счетной деятельности тоже отмечается, но не так значительно.
Таким образом, налицо положительная динамика изменений детей экспериментальной группы до и после дополнительных занятий с использованием детской литературы в развивающий процесс.
Список использованной литературы
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2013. – 400 с.
2. Волчкова В. Занимательный счёт / Волчкова В. // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - 5 с.
3. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова. – М. : Просвещение, 2012.- 191 с.
4. Калинина Т. В. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка / Т. В. Калинина, Н. С. Уривская // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 607-609.
5. Метлина Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. – М. : Просвещение, 2014. – 325 с.
6. Метлина А. С. Занятия по математике в детском саду : пособие для воспитателя дети. сада. / А. С. Метлина. – М. : Просвещение, 2013. – 243 с.
7. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : уч. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2015.
– 392 с.