Анна Неженцева
Роль цифровой лаборатории «Наураша в стране «Наурандии» в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно….
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать….
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Анна Роговин, «Хочу сделать сам»
Актуальность
Нас не раз ставили в тупик непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появился свет в лампочке, где живет электрический ток, почему тает мороженное? Мы должны ребенку рассказать о таких понятиях: как температура, свет, электрический ток, магнитное поле и др., чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно. Мы должны ребенку наглядно показать изменчивость мира.
Публикация «Роль цифровой лаборатории „Наураша в стране „Наурандии“ в развитии детей» размещена в разделах
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Новизна
Дошкольные образовательные организации должны использовать образовательные программы, содержание которых направленно на развитие личности, мотивации и способности детей в определенных образовательных областях. К ним относятся: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДОУ). Учитывая стремительные изменения окружающей среды ребенка, которая становится более насыщенной разного рода электронными приборами стала использовать (при поступлении в ДОУ нового оборудования) цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», которая состоит из 6 образовательно-игровых модулей которые можно использовать в таких образовательных областях как познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
В своей работе я придерживаюсь таких принципов как:
• Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• Содействие, сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• Поддержка и инициатива ребенка в разных видах деятельности.
На основании данных принципов поставлены:
цель: пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям
задачи:
• формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
• формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
• освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Адресная направленность
Данный опыт можно адресовать педагогам, работающим в дошкольных учреждениях различного типа, где имеется цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»
Технология
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей (свет, температура, электричество, магнитное поле, кислотность, сила) обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста: игровую, познавательную, исследовательскую, экспериментирование с различными материалами и творческую активность. При проведении занятий с данными модулями мы имеем возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятие, описывающее эти явления. На занятиях с лабораторией ребенку предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее. При этом он получает бесценный опыт для дошкольника: ставит перед собой цель достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Считаю, что занятия с модулями нужно проводить не в организованной образовательной деятельности, а в деятельности в ходе режимных моментов с подгруппой детей 5-6 человек. Потому что, это дает более широкое поле для реализации поставленных задач и раскрытие талантов и возможностей детей. Изучение предложенных тем лаборатории можно проводить в любом порядке, но я считаю, что нужно начинать с наиболее знакомых детям физических величин: температура, свет, электричество, магнитное поле и т. д.
Главный герой мальчик Наураша – маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познать мир. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Например: ребенку с детских лет хорошо знакомы слова «горячо» и «холодно». Опираясь на уже имеющиеся у ребенка знания, педагог подводит детей к понятию «температура» и ставит перед ними проблему. Почему чай горячий, а лед холодный? Откуда мама знает, что ты болен… у ребенка есть возможность на объектах – индикаторах увидеть, как влияет температура на их жизнедеятельность.
Второй пример с модулем «Свет» - опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» (можно включить – выключить свет в помещении, педагог ставит перед детьми вопросы: от чего зависит освещенность, может ли свет проникать сквозь предметы, всем ли нужен свет, влияет ли плохая освещенность на здоровье человека. Ответы на эти и другие вопросы дети получают, выполнив задания лаборатории.
Модуль «электричество» - занятия в данной лаборатории педагог может начать с вопроса: без чего не смогут работать компьютер, телевизор, и другая бытовая техника? Конечно, дети легко ответят, что это электричество. Тогда педагог ставит более сложные вопросы: как знаки + и – связаны с электричеством? Как получить электричество в домашних условиях? Живет ли электричество в картошке? Когда электричество опасно? Ответить на эти и другие вопросы дети смогут, пройдя вместе с Наурашей задания этой лаборатории.
Со второй половины года мы с детьми будем изучать: кислотность, магнитное поле и сила.
Результативность
О конкретных результатов проводимой работы говорить еще рано, так как это новшество осваиваем, учимся, не долгое время, но уже видно, что ребятишки неплохо работают в парах, группах, взаимодействуют друг с другом, начинают прислушиваться к чужому мнению и отстаивать свое. Я надеюсь, что дети начнут более уверенно проявлять свою инициативу, творчество, любознательность, познание и это поможет им для дальнейшего обучения в школе.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 115 5);
2. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»; Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016;
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»; Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015