Ирина Прохорова
Роль автоматизации звуков в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: “ Роль автоматизации звуков в домашних условиях”
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы,
которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно
взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми
на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды
родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому
довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими
вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда
Публикация «Роль автоматизации звуков в домашних условиях» размещена в разделах
у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы
из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их
ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую
часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не
надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для
их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная
работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку
большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому
нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной
психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к
занятиям с ним.
Особенности речи и поведения родителей при контактах с
ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться
родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой
нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того,
родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку
простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата
к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка,
должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к
устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с
ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей
воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные
рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда
должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием
родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной
демонстрацией активного действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит
постепенно и состоит из 4 этапов:
1 Подготовительный
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к
правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную
работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.
Второй
2 Постановка звуков
Добиться правильного звучания изолированного звука.
3 Автоматизация звуков
Добиться правильного произношения во фразовой речи.
4 Дифференциация звуков
Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять
их в собственной речи.
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Причём в кабинете
логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются
чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит
искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на
этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого
этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В
идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15
минут в день. Данная наша консультация поможет заботливым и думающим
родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Общие положения
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова,
предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап
автоматизации звука представляет собой закрепление условно-
рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без
подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда
ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при
продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не
следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще
недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению
неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы
неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация
звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к
сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой
последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над
произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука
в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации
звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения
звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением)
стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение
словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно,
последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения
(стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу
можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в
состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин.
занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и
мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в
действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в
присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную
логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию
темы.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для
закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а
родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны
под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок
должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей
рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не
стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы
ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к
письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете
заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи.
Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда –
поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних
занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со
спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях :
• тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по
10-15мин. ;
• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.)
выполняются карандашами;
• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны
добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем
заучивания;
• Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным
произношением его в самостоятельной речи ребенка;
• артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с
ребенком;
• задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая,
что это интересно вам самим;
• все задания выполняются до конца;
• занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если
он не справляется с заданиями.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий
систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками,
сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще
хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему
уверенности в себе.
Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!