Ольга Жукова
Конспект родительского собрания для подготовительной группы «Ребенок на пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок на пороге школы»
Цель: создание условий для формирования у родителей психолого-педагогических знаний и умений по вопросу готовности к школьному обучению.
План проведения
1. Вводная часть
- Приветственное слово и сообщение темы собрания.
- Психологическая зарядка (настрой на работу).
2. Основная часть
- Мультимедийная презентация на тему «Ребенок на пороге школы».
- Анкетирование родителей.
- Ознакомление с результатами диагностики.
Публикация «Конспект родительского собрания для подготовительной группы „Ребенок на пороге школы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Рекомендации родителям будущих первоклассников.
3. Заключительная часть
- Памятки для родителей.
- Заключительное слово.
Ход родительского собрания
1. Вводная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинает готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.
Прежде, чем приступить к основной части нашего собрания, я бы хотела провести с вами небольшую психологическую зарядку.
2. Основная часть
Педагог-психолог:
Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребенок посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
• к новому взрослому, к коллективу;
• к новым требованиям;
• к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6-7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”, не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”, на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Выделяются разные компоненты готовности к школе :
• Психологическая готовность.
• Физиологическая готовность.
• Педагогическая готовность: умение читать, считать, писать.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а формируется постепенно:
• в играх;
• в труде;
• в общении со взрослыми и сверстниками;
• в непосредственно образовательной деятельности.
Психологическая готовность включает:
• мотивационную готовность;
• эмоционально-волевую готовность;
• коммуникативную готовность;
• интеллектуальную готовность.
Мотивационная готовность
Наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной. В возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Мотивационная готовность включает в себя также такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Эмоционально-волевая готовность
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
- способность управлять своим поведением;
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок;
- стремление преодолевать трудности;
- стремление к достижению результата своей деятельности.
Волевая готовность предполагает умение ребенка ставить цель, принять решение, наметить план действий и исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего волевого усилия, умение управлять своим поведением.
Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у него уже формируется такое качество, как произвольность и возникает способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, «надо» может перевесить «хочу»). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.
Коммуникативная готовность
К началу обучения в школе ребенок должен подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в группе. Ребенок должен уметь включаться в детское сообщество, работать, играть и общаться совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения. А именно такие качества, как вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Восприятие:
- различать цвет и форму предмета;
- по незначительным деталям определять предмет и различать его по величине и т. д.
- ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года);
- ориентироваться в пространстве (внизу, вверху, направо, налево, на другую сторону и т. д.).
Внимание:
- выполнять задания, не отвлекаясь около20 минут;
- находить отличия между предметами;
- удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- уметь находить одинаковые предметы;
- копировать в точности узор или движение.
Память:
- уметь запоминать не менее 8-10 предложенных слов или предметов;
- рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;
- повторять дословно предложения из 9-10 слов;
- запоминать расположение 8-9 предметов;
- подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картины.
Мышление:
- объединять предметы в группы по определённым признакам;
- находить закономерности;
- выделять предмет, не подходящий к общим признакам;
- решать логические задачи;
- сравнивать предметы друг с другом находить сходства и различия;
- уметь выстроить последовательность событий.
Речь:
У ребенка должно быть хорошее развитие фонематического слуха.
Ребенок должен :
- различать буквы и звуки, выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку;
- составлять предложения из нескольких слов;
- составлять рассказы по картинке или серии сюжетных картинок;
- уметь задавать вопросы и отвечать на них;
- иметь достаточный словарный запас.
Мелкая моторика:
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования;
- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в клетку и линейку;
- уметь копировать фразы, простейшие рисунки;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Должен знать времена года, их последовательность и основные признаки, название месяцев, дней недели, части суток, основные виды деревьев, цветов, различать диких и домашних животных, ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.
Физиологическая готовность.
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Как правило, часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей могут столкнуться с серьезными трудностями в период начала школьного обучения.
Если же состояние здоровья и физические возможности будущего ученика не учитываются, то это может не только привести к осложнениям периода школьной адаптации, но и нанести серьезный вред состоянию ребёнка, вызвать негативное эмоциональное отношение к учению и школе.
При оценке физиологической готовности важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья ребёнка. В случае, если прогноз неблагополучен, рекомендуется начать обучение как можно позже и выбрать программу обучения, которая соответствует возможностям самого ребёнка (а не честолюбию его родителей) и не потребует от его организма чрезмерных энергетических затрат.
Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение им элементарными школьными навыками, такими, например, как знание букв и цифр, умение читать, писать и считать. Часто ошибочно считается, что именно наличие вышеуказанных навыков может говорить о хорошей подготовленности ребенка. Но на практике оказывается, что этих навыков часто бывает недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность ученика. Этот факт очевиден и для большинства педагогов, и для большинства родителей. Но многочисленные формы организации подготовки будущих школьников чаще всего именно этим и занимаются, подменяя развивающие занятия, прохождением школьной программы первого класса.
Указанные компоненты готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
А сейчас я предлагаю вам заполнить небольшую анкету.
Тест для родителей «Готов ли мой ребенок к школе»
Инструкция: Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п. ?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5 Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш ребенок может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений.
А теперь я предлагаю послушать, что говорят дети о школе.
Педагог-психолог знакомит родителей с результатами диагностики в целом по группе. Родители приглашаются на индивидуальную консультацию по желанию.
3. Заключительная часть
Рефлексия
В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали на собрании, что запомнилось больше всего, какие вопросы возникли, поделиться своими наблюдениями.
Раздаются памятки для родителей.
Педагог-психолог:
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к школе и учебе. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Впереди лето, возможность оздоровить ребенка и, если необходимо, закрепить то, что он недостаточно усвоил.
Всё, уважаемые родители, в ваших руках. Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.
Нашу встречу я хочу закончить словами Л. Венгера: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».