Куликова Ксения
Родительское собрание «Зачем нужен педагог-психолог в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители! Рада вас всех видеть. Поскольку в нашем детском саду должность педагог-психолог появилась недавно, то мне бы хотелось рассказать о моей работе.
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А как вы думаете, что же делает педагог-психолог в детском саду?
Публикация «Родительское собрание „Зачем нужен педагог-психолог в детском саду“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Педагога-психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. При возникновении определенных подозрений психолог может только рекомендовать посетить врача.
Психолог – это человек, который имеет профессиональное образование в сфере психологии, имеет диплом и опыт практической работы. Психологи работают с психически здоровыми людьми, имеющими разные сложности: в отношениях, собственных переживаниях, нуждающихся в поддержке в трудной жизненной ситуации. Детская психология занимается, прежде всего, изучением закономерностей развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, предотвратить и, насколько возможно, исправить возникшие трудности.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Педагог-психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение. Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Перед детским психологом стоят несколько задач:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста.
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка.
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду.
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:
Первое направление – это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые — психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких ребенка.
Второе направление – это диагностика. В течение всего учебного года проводится психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад. Если результаты показывают, что ребенок «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне выявляются проблемы, то психолог совместно с воспитателем и родителями старается их решить.
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Т. е. никаких имён, вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Психодиагностика ребёнка проводится после того как родитель или законный представитель ребёнка подписали согласие на психологическое сопровождение ребенка. В любой момент родитель имеет право и отказаться от психологического сопровождения его ребенка, если считает, что далее помощи не требуется.
Необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребёнка» являются девизом работы каждого педагога-психолога. Существует «этический кодекс педагога-психолога». Одна из этических норм – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации, также в течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
В течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования. Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с помощью специальных тестов и методик выявляется причина. И проводится коррекционная работа.
Позже в подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Так же проводиться коррекционная работа. Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа. Предварительно получив ваше согласие.
И конечно, так же проводится индивидуальная работа.
Не нужно пугаться, если педагог-психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.
Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:
· адаптация ребенка к детскому саду
· уровень развития психических процессов
· эмоциональное состояние малыша
· его самооценка
· положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот)
· отношение ребенка к воспитателям
· уровень его тревожности или агрессии
Если у вас появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог — психолог постарается помочь выявить причины ее возникновения. С помощью надежных и апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежеланные проявления в поведении вашего ребенка.
Психологическая профилактика родителей и педагогов носит предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся беседы, индивидуальные и групповые консультации родителей и педагогов (по плану и по запросу, оформление стендовой информации, разработка и распространение памяток.
Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.
Спасибо за внимание!