Светлана Гнилицкая
Родительское собрание «Волонтерство как средство профилактики правонарушений и безнадзорности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание : «Волонтерство, как средство профилактики правонарушений и безнадзорности детей»
Родительское собрание : «Волонтерство, как средство профилактики правонарушений и безнадзорности детей»
Публикация «Родительское собрание „Волонтерство как средство профилактики правонарушений и безнадзорности детей“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: повышение компетенции родителей по вопросу профилактики правонарушений и безнадзорности детей; ознакомление с волонтерским движением, как средством профилактики правонарушений и безнадзорности детей.
Задачи:
-пропаганда правовых знаний среди родителей;
- создать условия для формирования навыков критического анализа сложных ситуаций;
- создать условия для развития умения родителей работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию;
- создать условия для формирования воспитательных подходов;
- ознакомление с волонтерским движением в ДОУ;
- способствовать созданию условий для развития у родителей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Участники: родители (законные представители) воспитанников подготовительной группы (6-7лет)
Оборудование: ватманы, фломастеры, ромашки, мультимедийная презентация, памятки для родителей.
Форма проведения: групповая
Ход собрания
Воспитатель:
«Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны перед «добрым и худым». Дети поначалу похожи на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями».
Беседа с родителями.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними, становилось меньше, но так не происходит. Почему?
Предположения родителей.
Воспитатель:
Дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность» : реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, курящая молодежь на скамейке, пестрящие газеты с окровавленными трупами людей, яркие игровые автоматы. В сознание ребенка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс – одновременное присутствие противоречивых сведений.
Именно этот когнитивный диссонанс является основой для возникновения любопытства к разным «запретным плодам». Ребё нку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти таинственные дела?
Сегодня возраст приобщения к жизни взрослых постоянно снижается. Есть дети, которые уже в 6-7 лет пробовали вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком курили в подъезде. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в «более» зрелом возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению.
Наиболее типичной схемой поведения старших дошкольников и младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через стадию «маленьких обезьянок», проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего, таким образом, для младшего школьника являются его родители. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью. Зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.
По семейному законодательству родители несут ответственность за детей до 18 лет. В ст. 63 Семейного кодекса РФ сказано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В настоящее время, воспитателей всё чаще беспокоит, что некоторые дети ведут себя неадекватно. Порой просто удивляешься злости, жестокости детей. Дошкольники могут причинять вред здоровью других детей (кусаться, пинаться, швырять принадлежности, не соблюдать принятые в группе правила поведения и общения (свободно передвигаться по группе во время занятия, не реагировать на замечания педагога).
На вопрос: почему ты так поступил, большинство детей отвечает – он меня обозвал, ударил, забрал ручку. Другого способа решения проблемы как ударить, причинить боль другому – дети не знают. Выясняя ситуацию, родители защищают своих детей в их присутствии, показывая тем самым, что подобное поведение это норма. А дети, чувствуя поддержку родителей, через несколько дней совершают новое правонарушение.
Родители должны помнить, что в каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. И вот поэтому мы вместе должны помочь ребенку понять основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, попытаться понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. От родителей и воспитателей требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей.
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они скоро превратятся в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков, правонарушений? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Задание 1
У вас на столах лежат ромашки. Напишите на лепестках какие знания и действия необходимы родителям, чтобы предостеречь ребенка от правонарушений. (интересы, круг друзей, контроль за учебой, взаимосвязь с учителями-предметниками и т. д.)
Выступление родителей. Ромашки вывешиваются на доске.
Воспитатель:
Наши цветы остались без опоры, в природе такой цветок не выживет. Ему нужна опора. А опорой будут служить правовые знания родителей. (К ромашкам присоединяем ствол и листочки со словами правонарушение, преступления, проступки)
Закон- это нормативный акт (документ, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
Правонарушения– это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
Преступления — запрещенные уголовным законом общественно-опасные виновные деяния, наносящие вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку.
За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные уровни ответственности лиц, виновных в их совершении.
Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия…
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
(памятки для родителей)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю : возмещение вреда, уплата ущерба.
Рассмотрим ситуацию (как пример)
Второклассник Дима не посещает школу, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Работа в группах
Задание2
1 ситуация:
На улице 14-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да, это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и действия, нарушения порядка и спокойствия граждан – это мелкое хулиганство. предусмотренный штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учёт в ИДН.
2 ситуация:
Дети находятся в развлекательном учреждении без сопровождения взрослых в 23.00.
Вопрос: Могут ли они там находиться?
Ответ: Нет. Согласно п. 4 с. 36 о правах ребёнка, нахождение ребёнка, а равно допуск его без сопровождения законных представителей в развлекательных заведениях, запрещается: в ночное время с 22 до 6 часов утра.
3 ситуация:
Весёлая компания школьников, вышедшая с дискотеки, распивают пиво и курят.
Вопрос: Правомерны ли их действия?
Ответ: Нет, распитие алкогольных напитков в общественных местах запрещается. Наказания за реализацию табака лицам до 18 лет и алкоголя - до 21 года.
4 ситуация:
Пятиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство
5 ситуация :
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом
6 ситуация:
Две девочки в классе ссорятся:
– А ты дылда!
– А ты сама Гадина!
оскорбление - штраф
7 ситуация:
В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных
В Уголовном Кодексе описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
Работа в группах
Задание 3 «Как действовать ребенку и родителю?»
Сейчас вы рассмотрите ситуации и подумаете, как в данных случаях должен действовать ребенок и как родитель.
Задания:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№ 2 Ребенка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
№3. Учащиеся 26 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток?
С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
Защита представителей групп
А теперь давайте подумаем, а каждый ли ребенок поведает родителям о произошедшем? Конечно же нет. Все зависит от семьи, от доверия детей к родителям.
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Послушайте притчу
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»
Задание 4 группам :
В чем смысл притчи?
Эта притча иллюстрирует подходы к решению. Можно спасти «тонущих» детей- строить лечебницы, бороться с наркодилерами. Задача педагогов и родителей «довести до поворота реки и не дать детям упасть в воду». т. е. заниматься профилактикой правонарушений.
Для облегчения социализации ребенка дошкольного возраста: вхождение в социум, расширение кругозора и формирование устойчивой привычки (потребности) в получении жизненно необходимых знаний, детский сад выстраивает систему работы по профилактике безнадзорности и правонарушений таким образом, чтобы обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности, развить у них навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Роль воспитателя в развитии детского самосознания заключается в формировании у ребенка личностных ценностей, эталонов, с помощью которых он впоследствии будет оценивать сам себя и окружающих; побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями других людей.
Для работы в данном направлении, в нашей группе организовано волонтерское движение.
Как вы думаете, что такое волонтерство?
Ответы родителей…
Воспитатель: волонтерство – это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, желание и умение по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, получая взамен внутреннее удовлетворение.
В процессе волонтерской деятельности у детей происходит формирование
- ответственности;
-инициативности;
- самостоятельности;
- милосердия;
- умение общаться с разными социальными группами людей;
- активную гражданскую позицию;
- личностный позитивизм.
Ребенок учится находить объяснение поступкам людей, принимать собственные решения, приходит к понимаю «хороших» и «плохих» поступков.
Волонтерство в ДОУ – это одна из новых форм общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
А сейчас внимание на экран. В данной презентации вы увидите все этапы становления команды наших маленьких волонтеров и ту большую работу, которую мы провели.
Просмотр презентации «Сказочные волонтеры» (приложение 2)
Задание 5 «Шарик с вопросом»
Уважаемые родители, а Вы готовы ответить на наши вопросы?
(в каждом шарике записка с вопросом для родителей).
Воспитатель бросает воздушный шарик родителям, поймавший отвечает на вопрос.
1. Кто такие волонтеры?
2. Может ли дошкольник стать волонтером?
3. Какими качествами должен обладать волонтер?
4. Какие добрые дела вместе с ребенком вы сделали за неделю?
Теперь вы знаете, что ваши дети совершают большие добрые дела. Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского движения в этом учебном году запланирована большая работа.
Проведя анализ уже выполненной работы можно сделать вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них формируется: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. А разнообразные формы работы помогают мне поддерживать интерес к волонтерской деятельности.
Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.
Рефлексия «Корзина чувств»
На доске вы видите «корзиночку», которая олицетворяет наше родительское собрание. На столе у вас лежат бабочки-стикеры. В ходе собрания у вас возникли чувства. Что же это были за чувства, вы напишите на наших бабочках.
Далее родители зачитывают свои чувства и прикрепляют к «Корзине чувств»
На этом наше собрание подошло к концу. До свидания.