Дарья Сараева
Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: круглый стол.
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами развития коммуникативных навыков, воспитывать культуру общения, продолжать работу по взаимодействию с родителями.
Форма проведения: круглый стол.
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе на тему „Развитие коммуникативных способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами развития коммуникативных навыков, воспитывать культуру общения, продолжать работу по взаимодействию с родителями.
Используемая литература:
• Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с детьми. Как?».
• Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с детьми. Так».
• С. В. Чиркова «Родительское собрание в детском саду».
Ход мероприятия.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Тема собрания «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников».
Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит насколько успешным будет человек в обществе.
С какого момента человек готов к общению? Начиная с первых дней, ребёнок слышит наш голос, реагирует на него улыбкой, он готов общаться с нами. В первый период жизни ярче воспринимается интонация. Например: Мы можем произносить ласковые слова в грубом тоне- в ответ ребёнок может расплакаться. И наоборот. И то, что называется невербальным средством общения, что поза, жест, мимика носят подсознательный характер. А уже позднее понимается смысл слов.
В чём же секрет успешного общения? Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках- навыках общения. Их около 50. Вот некоторые из них, которые усваиваются в дошкольном возрасте.
1. «Приветствие».
Для приветствия существуют специальные слова и жесты. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро (день, вечер)», «Привет!»- и важно, чтобы ребёнок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет»,
а с кем стоит поздороваться более почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием, а не молчали.
1. «Прощание».
Точно так же научите ребёнка, что «пока» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться по строже: «до свидания». В ответ на прощание так же принято прощаться.
Давайте рассмотрим ситуацию:
Вы забираете ребёнка из детского сада, одели его и подталкиваете к двери громко говорите: «Скажи до свидания»
Что, по Вашему мнению, здесь неправильно?
1. «Обращение».
Ребёнок должен знать, что, когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Важно, чтобы ребёнок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.
«Просьба о помощи, поддержке, услуге».
Это важный момент. Когда у ребёнка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде что после этого к нему подойдут и ему помогут. Ребёнка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь- нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного.
«Оказание помощи, поддержки, услуги».
Если ребёнка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием : «Хорошо», «Пожалуйста».
«Извинения».
Для извинения используют слова, которыми мы признаём свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду», «Простите», «Прошу прощения». Форма «Извиняюсь» неграмотна и не верна.
«Принятие извинения».
Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю».
«Отказ». Ребёнок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым – и никто не в силах заставить его это сделать.
«Развернутое высказывание».
Это умение ребёнка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. При этом ребёнок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развёрнутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развёрнутые высказывания помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.
От дошкольника пока не требуется большего.
-Сегодня мне хотелось бы подчеркнуть и о важности речи для развития коммуникативных навыков детей.
Речь-это вербальное средство общения.
Развитие речи ребё нка осуществляется в разных видах деятельности: в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни, при чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций…
Но одним из главных средств является речевая среда, в котором растет ребёнок.
Речь и речевое поведение ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми в семье. Общаясь с ребёнком, учтите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
У многих народов сложились пословицы о речи и речевом общении, ведь пословицы-это кладезь мудрости.
Раскройте конверты, в них листы со словами, из которых нужно составить пословицу. Игра «Составь пословицу».
1. Без языка и колокол нем.
2. Каков ум, такова и речь.
3. Слово-полководец человечьей силы.
4. Видна птица по перьям, человек по речам.
5. Живое слово дороже мёртвой буквы.
6. Короткая речь и ясна-оттого и прекрасна.
7. Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.
8. Учись вежливости у невоспитанного.
9. Лошадь узнают в езде, человека в общении.
10. Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.
Наши слова так же, как и манера поведения при общении, копируются ребёнком. Вы, наблюдая за ребенком дома, а мы в детском саду (в общении со сверстниками) можем увидеть, как он передает тот или иной характер общения, подражая своей маме, бабушке, воспитателю. Более того психологи доказали, что со своими детьми ребёнок будет общаться в том же стиле, в котором вы общаетесь с ним.
А вы, уважаемые родители, во многом копируете стиль общения своих родителей и переносите на детей. Что вы взяли из общения со своими родителями и перенесли на детей?
Старайтесь быть ребёнку другом. От того, как происходит общение, зависят и результаты воспитания, и общее благополучие ребёнка. Важна доброжелательная атмосфера общения, она создается благодаря овладению и использовании навыков общения.
Психологами был найден замечательный способ, который получил название Техники Активного Слушания.
При активном слушании ваша задача понять говорящего и его эмоциональное переживание, и дать ему знать об этом.
Решить эти задачи помогает следующий приё м:
Вы повторяете то, что сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние. Повторять сказанное нужно в утвердительной форме. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните, что ваше положение по отношению к ребёнку и ваша поза-первые и сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать.
Ваш ответ в стиле активного слушателя.
Пожалуйста, и в повседневном общении с ребёнком, замечайте его
переживания: когда он обижен, расстроен, боится и т. д.
Как же мы, взрослые, должны выражать свое недовольство ребёнком? Это надо
выражать особым способом.
1. Выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
2. Осуждать действие ребёнка, а не его чувства.
3. Недовольсвто действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.
В этом случае психологи советуют использовать метод «Я-сообщения».
Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица, сообщаете о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.
Например: Вы который раз зовёте ребенка за стол, а он отвечает «Сейчас» и продолжает заниматься своим делом.
Ответ «Я - сообщение» : «Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и то же».
«Я - сообщение» имеет ряд преимуществ:
1. Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме.
2. Даёт возможность детям ближе узнать нас родителей.
3. Когда мы открыты в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.
Итог родительского собрания.
1. Дома уделять внимание развитию речи ребёнка и больше с ним. Читать ребёнку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Наряду с другими играми играть с детьми в пальчиковые игры, поощрять в семье занятия ребенка лепкой и рисованием.
3. Для более успешного общения с детьми мы приготовили для вас памятку «Секреты общения ребенка в семье».
4. Познакомиться с книго й Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с детьми. Как?»