Стапонкус Марина Николаевна
Родительское собрание во второй младшей группе «Давайте познакомимся! Адаптация ребёнка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить родителей друг с другом, с тем как протекает процесс адаптации у малышей в детском саду.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых. Вам предстоит прожить вместе несколько лет, поэтому для знакомства друг с другом проведём игру с мячом.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Давайте познакомимся! Адаптация ребёнка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1 Приветствие. Участники, передавая мяч по кругу, называют своё имя.
2 Мой ребёнок (какой ребёнок по характеру).
3 Какой я родитель. Участники по очереди называют, какие они, по их мнению, родители.
Ну вот мы и познакомились. А теперь поговорим об адаптации детей в детском саду.
Консультация.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребёнок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы вам рассказать. Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка :
1 Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи – одна из причин затруднённой адаптации ребёнка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым. Плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.
2 Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
3 Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого нервничать, плакать, капризничать.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Легкая степень адаптации
Средняя степень адаптации
Тяжёлая степень адаптации
Лёгкая степень адаптации – почти половина детей составляет самую благополучную группу. Они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С такими детьми почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому дети не болеют. Дети спокойно входят в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Такие дети вступают в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеют занять себя сами, придерживаются установленных правил поведения, адекватно реагируют на замечание и одобрение. Они умеют играть рядом с другими детьми, доброжелательны к ним.
Средняя степень адаптации – в эту группу попадают дети без нервных расстройств. Они в детском саду «всего лишь» начинают болеть. При этом виде адаптации заболеваемость детей может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующее мероприятие ребёнку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет.
Поведение детей этой степени. Дети вступают в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя (через включение телесных ощущений). На замечания и поощрения реагируют адекватно, могут нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации дети в среднем адаптируются к новому организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации заболевают. Причём, как правило, болезнь протекает без каких-либо осложнений.
Тяжёлая степень адаптации – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому ещё прибавляются простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие, недержание мочи, короткие вспышки температуры (адаптационные свечи); бывают сложные психические реакции организма (например, ложный круп, обмороки, сыпь). Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение детей этой степени. Контакт с детьми удаётся установить только через родителей (в худшем случае с детьми вообще не удаётся установить контакт). Дети могут впадать в оцепенение, как манекен, выходя из него только при открытии входной двери. Или, наоборот, бурно и агрессивно реагировать на любую попытку контакта. Замечание или похвала воспитателя оставляют детей либо безучастными, либо он пугается. Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыши могут всё время ходить за няней или воспитательницей, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придёт?», или раскачиваться на стуле, впадая в состояние транса. Но, постепенно всё может уладится, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей. Запомните, что детям с тяжёлой адаптацией, помимо вас и воспитателей, может помочь педиатр или психолог.
Поэтому детей с тяжёлой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребёнка ещё в поликлинике, желательно не отдавать в два-три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Рекомендации родителям.
Настраивать ребёнка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему.
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Не кутать своего ребёнка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Посоветуйтесь с воспитателями, они подскажут, как лучше одевать.
Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать его за детские капризы.
При выявленном изменении в обычном поведении ребёнка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнить все предписания специалиста.
Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить ваше внимание на нескольких моментах. Полная адаптация детей в детском саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботится о том, чтобы дети не слишком остро ощущали разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребёнок сильно скучает, чтобы облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кровати, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например, её шарфик или платочек.
Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит: любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
В первое время ребёнок может сильно уставать в детском саду : новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребёнок приходит домой измученным и нервным, это ещё не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Помните, что с начала посещения детского сада дети на время лишаются физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их брали на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчёркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошёл в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи вам!