Гечан-Некрасова Татьяна Александровна
Родительское собрание «Во что играют наши дети»
▼ Скачать + Заказать документы
«Во что играют наши дети».
Воспитатель: Некрасова Т. А.
Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества».
(В. Сухомлинский)
Игра «Разброс мнений»
Публикация «Родительское собрание „Во что играют наши дети“» размещена в разделах
Родителям раздаются карточки с первыми словами предложения, которые они должны продолжить:
• Мой ребёнок любит играть…
• Дома мы с детьми играем в игры…
• Эти игры могут научить ребёнка…
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребёнку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети порадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невесёлые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, казаки-разбойники, жмурки и прочие детские шалости, радости. Все они вместе со считалками, песенками, закличками - величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.
- Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? (родители делятся семейным опытом.)
Игра – дело серьёзное. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчёркивал огромное значение детской игры.
Обратите внимание на девиз нашего собрания. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.
- Как вы думаете, для чего нужна игра ребёнку? (Высказывания родителей.)
Игра- путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры - важное средство самовоспитания.
Для детей игра- это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способность и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и радоваться. Поэтому и ребёнок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и проблемами.
Игра- школа произвольного поведения. Заставьте ребёнка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется…», ребёнок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра- школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению… Психологические исследования показали: если «недругов» включать в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот,- для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выигрывать часто оказываются сильнее дружбы.
Надо помнить, что игра- ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. С помощью игры эффективнее идёт обучение и воспитание ребёнка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребёнка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Игра- понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность, другие - ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты, третьи - конструкторские навыки (конструктивные игры) и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.
Творческая игра так захватывает ребёнка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребёнок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад (в школу, а он плетё тся еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребёночка толчком, но ещё опаснее неосторожным движением будить ребёнка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда маленький играет на полу, а вы проходите мимо, то вся забота – не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд – вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку. И не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.
Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребёнка.
Итак, мы разобрались в том, как играть с детьми. Давайте теперь поговорим об игрушках ваших детей. Игрушки самые разнообразные! Вот настольные игры, шашки и шахматы, логические головоломки, конструкторы – замечательно! Они предоставляют огромную возможность папе или дедушке организовать интересный досуг со своим ребёнком.
А вот миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Вы думаете, что ориентируете ребёнка на профессию полицейского? Вы скажете, а как же мы играли игрушечными мечами и саблями? Когда-то сынишка, получив в подарок игрушечный меч, тотчас направился в тёмную комнату и через несколько минут вышел из неё счастливо улыбаясь: «Он убежал, Бармалей!» Игрушечный меч оказался грозным орудием против страха темноты.
Барби, Синди – куклы ваших дочек. Кто они для них? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а скорее всего, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей её дом. Чем подменяется образ материнства? Вспомните, как были нам дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали… Мы знали и пели колыбельные песни, а ваши дочки?
А электронные игрушки? Это ведь вред здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики). Нельзя не затронуть также проблему негативного воздействия телевизора, видео, компьютера на психику ребёнка. Психологи утверждают, что во время игры ребёнок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Где же общение с семьёй, со взрослыми, игры со сверстниками?
В заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведёт до добра, если её пустить на самотёк. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих