Алёна Бахметова
Родительское собрание во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»
МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Родительское собрание о здоровом образе жизни «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» во 2 младшей группе № 1 «Кораблик»
Подготовила:
Воспитатель Бахметова А. Н.
Сергач, 2019 г
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Родительское собрание о здоровом образе жизни «Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» во 2 младшей группе № 1 «Кораблик».
Подготовила: воспитатель Бахметова А. Н.
Дата проведения: 06.12. 2019г.
Цель: формирование у детей и родителей культуры здоровья.
Задачи: формировать у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей.
Ход собрания:
1. Здравствуйте, уважаемые родители! На сегодняшнем родительском собрании мы с вами поговорим о формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
«Зеркало любит чистые лица,
Зеркало скажет:
— Надо умыться! Зеркало охнет:
— Где же гребёнка?
Что же она не причешет ребёнка!
Зеркало станет грязным от страха,
Если в него поглядится неряха».
А. Кондратьев
2. Всем нам хочется, чтобы ваши дети выросли крепкими, красивыми, здоровыми. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т. д. Соблюдение правил личной гигиены — непременное условие здорового образа жизни.
Среди правил личной гигиены важное значение имеют правила ухода за кожей. Об этом нам расскажет мама Егора Ж.
«Гигиена кожи: Наша кожа не только защищает наш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей — это еженедельная баня. Кожу ребенку необходимо мыть раз в неделю с помощью детского средства для мытья тела, детского геля для душа, используя при этом мягкую мочалку. Мочалка должна быть индивидуальной у ребенка. После мытья, тела ребенка необходимо вытереть чистым и мягким полотенцем. Полотенце у ребенка тоже должно быть индивидуальное».
Так же не менее важно – это гигиена лица, рук и ног. Об этом нам расскажет мама Саши К.
«Гигиена лица, рук и ног: Руки и ноги детям необходимо мыть ежедневно теплой водой с мылом перед сном. После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Так же руки необходимо мыть с мылом перед едой, по мере загрязнения и после улицы. Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7—10 дней, а на ногах раз в 10-14 дней. В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в перчатках или варежках. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви. Так же тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день — утром и перед сном. Так же уши надо беречь: от слишком громких звуков. Нельзя слушать громкую музыку. Нельзя ковырять в ушах. Нужно защищать уши от сильного ветра. Нельзя очень сильно сморкаться. Нельзя допускать попадания в уши воды».
Очень важно научить ребенка правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Об этом нам расскажет мама Кати К.
«Гигиена полости рта — это тщательная чистка зубов. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером по 3 мин. В младшем возрасте ребенку должна чистить зубы мама. Зубная щетка должна быть мягкой, подходить по возрасту, а так же должна быть яркой и привлекательной для детей. При чистки зубов надо двигать зубную щетку вертикально от десны к зубам. Чистить зубы необходимо детской зубной пастой. Для того чтобы зубы были здоровыми и крепкими, необходимо правильно питаться: ежедневно ребенок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твердой пище: это укрепляет десны и зубы. С 3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды. Не реже двух раз в год надо посещать с ребенком стоматолога».
Так же можно при чистки зубов использовать вот такие вот стишки для ребенка:
«Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки».
«Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб и нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри.»
«Мы чистим, чистим зубы
И весело живем,
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку споем:
Эй, давай, не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, сверху вниз,
Чистить зубы не ленись».
И так продолжим наши выступления. Так же очень важен правильный уход у ребенка за волосами. Об этом нам расскажет мама Кирилла Б.
«Гигиена волос: Мыть голову ребенку необходимо один раз в неделю, пользуясь детским шампунем. Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать. Нельзя заплетать мокрые волосы. Нежелательно ложиться спать с мокрой головой. Длинные волосы нужно расчесывать с концов и постепенно переходить к корням. Обязательно нужно иметь собственную расческу и следить за ее чистотой».
Так же необходимо напомнить о режиме дня, как о залоге здоровья. Об этом нам расскажет мама Савелия И.
«Режим дня: Соблюдайте режим дня: больше бывайте с ребенком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием. Что нельзя ребенку: Нельзя наедаться перед сном. Нельзя смотреть долго телевизор и сидеть за компьютером. Нельзя ложиться поздно спать. Нельзя играть в шумные игры перед сном. Так же что необходимо перед сном: Перед сном необходимо проветрить комнату у ребенка. Перед сном необходимо провести гигиену лица, рук и ног у ребенка. Почистить с ребенком зубы. Перед сном с ребенком следует сложить аккуратно его одежду. Нельзя откладывать отход ко сну, если ребенок начинает дремать. Дремота — естественный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организм».
Спасибо, уважаемые родители, за ваши выступления.
3. А теперь, я предлагаю вам послушать консультацию на тему: «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»
«Ну что за неряха!» — в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В их основе — гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста : уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.
Взрослый приучает ребенка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.
Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например, закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между теплой и холодной водой.
При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек, сказок при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать. Например: (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»; Е. Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца.»; 3. Александрова «Утром», «Купание»; В. Орлов «Хрюша обижается»; А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка»; А. Воронкова «Маша-растеряша»; и др.). В процессе умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать личный пример, но и сопровождать показ объяснением, необходимо заинтересовать ребенка, одобрять даже небольшие его успехи.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. При формировании культурно – гигиенических навыков у ребенка старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще научатся.
Так же необходимо помнить и о самостоятельности ребенка, как о ценном качестве, которое необходимо человеку в жизни. Воспитывать самостоятельность необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать «Я сам!»
— Давай будем одеваться…
— Я сама! Я сама!
— Пойдём, будем умываться…
— Я сама! Я сама!
— Ну идём хоть причешу я…
— Я сама! Я сама!
— Ну давай хоть накормлю я…
— Я сама! Я сама! И. Муравейка «Я сама!»
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – взрослые стремятся сделать все за ребенка сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не следует делать за ребенка того, что он может сделать сам». Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, мешают выработке у него полезных навыков, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого, так же к негативизму, упрямству и строптивости ребенка.
Ну конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, резинок для волос, постоянное и удобное место для полотенца. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимые в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Так же ещё в младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все увиденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, мама и папа должны быть примером для подражания.
4. А сейчас мы с вами разберем две ситуаций.
1 ситуация «Захар (3года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!»
Мать отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
У меня к вам вопрос: Правильно ли поступила мать? Объясните почему? (Обсуждение ситуации совместно с родителями)
2 ситуация «Лёве четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять куртку или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «не хочу, не умею». Зато дома со взрослыми у Лёвы властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предотвратить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика.
У меня к вам вопрос: Чем обусловлена беспомощность Лёвы и правильно ли поступают его родители? (Обсуждение ситуации совместно с родителями)
5. А теперь мне хотелось бы озвучить основные требования к формированию культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет :
Режимные процессы (что должны уметь дети в этом возрасте) :
-Умывание: Дети самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, насухо вытираются своим полотенцем после умывания, вешают полотенце на свое место; так же моют руки перед едой, по мере загрязнения и после пользования туалетом.
-Прием пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережевывают пищу с закрытым ртом.
-Одевание и раздевание: совершенствуется умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Аккуратно складывают и вешают одежду, выворачивают ее, застегивают и расстегивают пуговицы, а так же с помощью взрослого приводят одежду в порядок.
-Личная гигиена: своевременно дети могут пользоваться носовым платком и туалетом.
- Общественно-полезный труд: дети должны убирать игрушки, книжки, строительный материал на свои места.
-Культура общения и поведения : Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.
6. Организационные вопросы.