алина сухова
Родительское собрание «Вежливость и культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Привлечение родителей к совместной работе по овладению
навыками вежливого общения и культурой речи детьми.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных
умений родителей;
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в
семье и детском саду на основе ФГОС.
Публикация «Родительское собрание „Вежливость и культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход собрания.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и обычно не придаем им должного значения.
Ну а на какую тему мы сегодня будем с вами разговаривать, вы попробуете угадать сами.
Включается видео с ответами детей на вопросы:
Дети, какие вежливые слова вы знаете?
А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы
считаете вежливым, почему?
Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
Воспитатель: Итак, уважаемые родители, я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами беседовать? (Ответы родителей)
Воспитатель: Мы поговорим о вежливости, о культуре поведения, культуре
общения.
Многих родителей удивляет поведение их детей в подростковом возрасте,
был примерный ребенок и вдруг грубит, хамит, хлопает дверью.
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы
детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Ребенок как губка –впитывает все что видит и слышит дома. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета –цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола –словом во всем, с чем мы
входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил,
говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения
приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об
этом и пойдет сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдем ответы на
многие вопросы.
Воспитатель: А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам подумать и
ответить на несколько вопросов.
Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок? (Ответы родителей)
Воспитатель: А теперь послушайте, какие же основные правила культурного
поведения должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет:
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей,
играть вместе общими игрушками, уступать.
Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку,
обеду.
Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в
автобусе, в общественных местах.
У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особ
ое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и
сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение
дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В
игровом уголке.
Правило: «Каждой вещи –свое место».
Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого
добиваетесь? (Ответы родителей)
Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры поведения и
хороших манер? (Ответы родителей)
Воспитатель: Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребенка.
И именно с вас, в первую очередь, он берет пример во всем.
С чего начинать воспитание культуры?
Воспитатель: Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй,
вежливой, терпимой атмосферы в доме. Вежливое слово становится
волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла, когда оно
подкреплено примером. А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой?
А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам подумать и ответить на несколько вопросов.
Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок? (Ответы родителей)
Воспитатель :А теперь послушайте, какие же основные правила культурного
поведения должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей,
играть вместе общими игрушками, уступать.
Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку,
обеду.
Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в
автобусе, в общественных местах.
У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое
значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и
сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение
дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи –свое место».
Воспитатель : Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь? (Ответы родителей)
Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры поведения и
хороших манер? (Ответы родителей)
Воспитатель : Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребенка. И именно с вас, в первую очередь, он берет пример во всем.
С чего начинать воспитание культуры? (Ответы родителей)
Воспитатель : Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой атмосферы в доме. Вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла, когда оно подкреплено примером. А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по- особому, приветливо, с улыбкой?
Только примером. Бывает мама идет с ребенком по улице, встретила
знакомую: «Здравствуйте Нина Петровна». А только прошли мимо,
начинает ворчать и ругать эту самую Нину Петровну. А ребенок рядом
стоит и слушает и не понимает, как же так, только что хвалила и тут же
ругает. И воспринимает это как норму поведения.
Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие –только после напоминания, а третьи -не здороваются совсем. Не стоит каждый случай
рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему
ребенок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются
формально, не понимая смысл этого правила.
Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг -другу хорошего
здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых -сотрудников
детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично. Но все
же необходимо объяснить ребенку, что без особой необходимости перебивать говорящего человека нельзя. Почему ребенок не может подождать и перебивает взрослого? Есть несколько причин: -ребенок воспринимает себя как «центр вселенной», значит проблема дома, его так воспитывают, по первому требованию его капризы исполняются;
-ребенок совершенно не уважает взрослого, ему не интересно, что говорит
взрослый: проблема частично в самом взрослом (не заслужил уважения, а
частично опять же исходит из дома (ребенок слышит неуважительные
разговоры своих родителей об этом взрослом).
Вопрос родителям :
«Что делать, если ребенок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? Как вы поступите? (Ответы родителей).
Для начала нужно разобраться, откуда он «набрался» этих слов. Сам он их не придумал, значит, где-то услышал. Где?- Не всегда надо заострять внимание, если ребенок маленький, он быстро забудет.
Если постарше -надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.
Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).
Часто взрослые являются источником заражения ребенка, употребляя лексический мусор. Необходимо следить за своей речью в первую очередь, ведь ребенок копирует родителей полностью. Очень трудно объяснять ребенку, что так говорить нельзя, когда он возражает: «А так моя мама говорит».
Есть несколько правил для привития детям навыков культурного
поведения и хороших манер:
Чтение книг с ярким примером хороших манер;
Подберите список книг о вежливости, о нормах поведения.
Выучите наизусть с ребенком стихотворение «Здравствуй, вежливое слово!».
Прочитайте:
«Мойдодыр» К. И. Чуковского,
«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского,
русскую народную сказку «Лиса и журавль»,
«Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака,
«Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлвой,
«Веслый этикет» и так далее.
«Уроки вежливости» А. Усачва,
«Очень вежливый индюк» Б. Заходер,
«Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб,
«О вежливости» С. Я. Маршака,
«Вежливый ослик» И. Пивоварова,
«Волшебное слово» В. Осеевой и другие.
Общение с авторитетными для ребенка людьми;
Постоянство и настойчивость в обучении;
Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье;
Следите за своим поведением, своей речью в присутствии ребенка. Следите за тем, какие фильмы он смотрит вместе с вами. Это очень важно, потому что модель поведения в семье, ребенок воспринимает как норму и в своей жизни будет строить такую же семью. Если в семье принято выпивать, ругаться, драться, то можно быть уверенным, что и став взрослым и создав свою семью, ребенок будет поступать так же. Если в семье царит мир и покой, то к этому эталону будет стремиться ребенок в будущем. Бенджамин Спок, американский педиатр и автор книг о воспитании, написал в одной из своих книг: «Обязанность родителей —вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди». Это действительно так. Если вашего ребенка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации.
Влияние общества, круг общения; Очень много значит для развития ребенка, то общество, с которым он общается. Старайтесь отгородить его, особенно в раннем детстве, когда свое мнение у ребенка не сформировано, от негативных людей. И чаще объясняйте ему, что такое поведение не правильно и приносит вред и себе и окружающим.
Чаще хвалите малыша. Похвала является мощным стимулом для освоения любых правил, в том числе и правил поведения. Похвала должна быть искренней и доброй, и главное заслуженной.
Конкурс «Кто дольше может похвалить ребенка за проявление вежливости?»(передается игрушка по кругу)
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без
похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребенка, и вы
увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как
велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы
ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой
обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей –хвалите и хвалите, и тогда произойдут
большие перемены.
Чтобы ребенку было легче принимать «взрослые правила» вежливости,
кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!
Игры
1. Игра «Учим волшебные слова»
Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребенком
волшебные слова вежливости : добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребенка в том, что здороваться и прощаться
принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему
малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого
увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, —но и сформирует
привычку здороваться и прощаться.
2. Игра «Эхо»
Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребенка приветствия,
он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша
помощь. Нужно помочь ребенку преодолеть стеснительность. Перед тем, как
войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с
ребенком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию,
поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребенок повторяет. Расскажите, что
такое эхо. Часто бывает такое, когда ребенок знает, что нужно поздороваться,
но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например,
вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим
голосом, как настоящие заговорщики, скажите: «Трам-ра-ра, начинается
игра. На счет три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо».
Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребенок
повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания,
благодарности и так далее.
3. Игра «Игровые ситуации»
Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые
игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок).
Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определенную жизненную
ситуацию, например, такую: «Мы идем в кино». И в ходе игры здоровайтесь,
благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.
4. Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»
К Соне гости прибежали (Бежим пальчиками по столу или по полу.)Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира (Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна (Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя (Соединяем большой и безымянны пальцы.)
И Снежана (Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок (Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик (Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок (Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку (Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку. (Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и
проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
Если ребенок выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку
красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно –желтого
цвета; если не выполняет совсем -синего цвета.
Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после
посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем.
Аккуратно складывает одежду.
Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и
высмаркивается бесшумно.
Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто,
благодарит за оказанную помощь.
Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией,
чувством вины.
Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы,
соответственно правилам, извиняется.
При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до
свидания».
Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.
Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует
поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и
упражнения.
Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? ( Оказывается:
если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость,
лучше всего не обратить на это внимание).
В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний
малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с
четырех лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).
Как нужно принимать подарки? (Завернутый подарок нужно
развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес: ему ведь
тоже интересно, понравился ли подарок).
В заключение хочется оставить всем родителям памятку «Секреты
воспитания вежливого ребенка» (раздать памятки каждому).
Памятка для родителей
«Секреты воспитания вежливого ребенка».
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители :
1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по
отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или
дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему,
грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры
физические наказания.
3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это
возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.
4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не
согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты
еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе,
не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи»,
«Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от
случая к случаю.