Елена Дунаева
Родительское собрание в старшей-подготовительной группе «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ
Родительское собрание проведено с родителями воспитанников старшей – подготовительной группы. Оно повысит уровень знаний родителей в области экспериментальной деятельности, что поможет родителям повысить детскую любознательность, а в конечном итоге познавательные интересы ребенка. Способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Публикация «Родительское собрание в старшей-подготовительной группе „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Немалую роль на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и принимать их в жизни играет познавательно - исследовательская деятельность дошкольника, которая проходит в форме экспериментов: в ходе которых дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивают становление мировидения ребенка, его личностный рост. Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности ребенка.
Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей.
Н. Н. Подъяков считает экспериментирование истинно детской деятельностью.
Цель:
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность.
Задачи:
-Познакомить родителей с содержанием работы по развитию у детей экспериментирования детским экспериментированием и его влиянием на развитие детей дошкольного возраста.
-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
-Формировать представления о правильной организации экспериментальной деятельности у ребенка-дошкольника.
-формировать умение общаться с детьми.
Совершенствовать характер действий экспериментального характера.
Форма проведения:
Родительская лаборатория.
Место проведения:
Мини лаборатория (групповая комната)
Подготовка:
1. Оформление приглашения для родителей.
2. Консультация для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» (Приложение 1).
3. Подборка и оформление материала к презентации и видеороликам.
(Приложение 4).
План проведения:
1. Вступительная часть
2. Просмотр видеороликов занятий по экспериментированию.
3. Практикум для родителей: «Исследуем, познаем, открываем…»
4. Заключительная часть.
ХОД СОБРАНИЯ
В. : Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашей лаборатории. Сегодня мы вам предлагаем стать «исследователями» и поэкспериментировать.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский, говорил:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Знакомство с окружающим и детское экспериментирование неразрывны, и начинаются с рождения ребенка. Он наблюдает, знакомится, познает.
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Давайте с вами подумаем, когда же ребенок начинает экспериментировать?
Ответы родителей:
В. :Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт.
И поэтому задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Однако среди родителей часто распространяется ошибка – ограничения на пути детского познания. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту.
Знакомство с окружающим и детское экспериментирование неразрывны, и начинаются с рождения ребенка. Он наблюдает, знакомится, познает. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться некоторых условий:
• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
• не оставлять вопрос без внимания;
• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехи.
Уважаемые родители!:
- Вы всегда отвечаете на все вопросы своего почемучки?
- С готовностью рассказываете ребенку о предметах, которые заинтересовали его?
- Позволяете исследовать свойства приглянувшегося объекта (разобрать, разломать, с целью заглянуть внутрь предмета, бросить в воду и т. д.)
От этих вопросов можно и просто отшутиться: "Много будет знать, скоро состарится». И именно эта исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Важно отличать исследовательскую деятельность от простого желания ломать игрушки, от капризов ребенка.
Давайте подумаем, как же развлечь ребенка дома? Самое простое, включить ему телевизор, телефон. Но мы Вам предлагаем другой вариант - провести любопытные эксперименты. Пользы будет гораздо больше. Ребенок будет в восторге, как и родители. Опыты эти очень простые для исполнения. Пробудите в себе любознательность! Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего ДО. А сейчас мы вам предлагаем посмотреть, как проводится исследовательская деятельность в нашей старшей – подготовительной группе.
(просмотр видеороликов занятий по детскому экспериментированию).
В. :Как видим из видеороликов, наши педагоги все больше внимания уделяют созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, развивают умения действовать самостоятельно, координировать свою деятельность.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, такая деятельность способна развивать любознательность и активность детей к окружающему миру, но только если интерес ребенка поддерживает и его близкие, его семья, то эта деятельность становится еще более интересной, и надолго остается в памяти ребенка.
В. : А сейчас подумайте: какие элементарные опыты или эксперименты вы могли бы провести со своими детьми.
Ответы родителей.
Молодцы!
В: А теперь давайте вместе с детьми немного экспериментируем.
«Волшебный песок»
Материал:
- сухой просеянный песок
- лист бумаги А4
- простой карандаш
- клей ПВА
1. В. :У вас на столах стоит песок, его можно использовать в новом, необыкновенном качестве – рисовать им!
В. : Сначала рисуем карандашом контур рисунка, затем тщательно промазываем клеем те места в рисунке, которые будем заполнять песком. Пока клей не высох, аккуратно, по щепотке, насыпаем песок на промазанные клеем места. Песок нужно насыпать так, чтобы бумаги под ним не было видно. Ждем, пока песок просохнет, затем стряхиваем лишний песок – и картина готова!
Вывод: песок можно использовать не только в строительстве и производстве стекла, из него возможно создавать картины.
Но песок должен быть сухим – сыпучим, если он будет влажный, то будет падать комочками и ровным рисунок не получится.
«Подводная лодка»
Материал:
- банка с водой
- 2 столовые ложки соли
- яйцо
Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соленым раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
«Салют»
Материал:
- лимонная кислота
- пищевые красители
- сода
- стаканчики
- вода
- тарелка.
Проведение: разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка.
На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.
Для этого опыта я использовала 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции?
Капните несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.
«Цветные узоры на молоке
МАТЕРИАЛЫ:
- Тарелка с молоком
- пищевые красители
- средство для мытья посуды
- ватная палочка
насыпать немного пищевого красителя в молоко.
Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.
Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.
Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появление моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители.
А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.
Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны знать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
В. : А для этого мы подготовили для вас памятки по развитию любознательности у детей. (см. Приложение 4)
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я делал, я знаю!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного родительского собрания родители научились способам организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице. Сформировался навык совместной работы с ребенком, как партнёром по серьёзному, новому для родителей, и для ребенка делу. Родители получили знания об индивидуальных особенностях и возможностях детей. Подвели их к пониманию того, что только общими усилиями семьи и детского сада можно достичь желаемого.
Проект решения родительского собрания:
1. Организовывать совместные с ребенком опыты и эксперименты в домашних условиях, соблюдая определенные правила безопасности.
2. Стимулировать и поощрять нестандартные решения вопросов в самостоятельной мыслительной деятельности ребенка.
3. Подвести родителей к пониманию того, что только общими усилиями семьи и детского сада можно достичь желаемого.