Ирина Коптелова
Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в развитии речи ребёнка 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Роль семьи в развитии речи ребёнка 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Участники: воспитатель, родители.
Ход мероприятия.
Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям;
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей :
- овладение нормами и правилами родного языка;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Факторы успешного развития речи ребёнка :
- От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
- Общения ребёнка со сверстниками
- Строение артикуляционного аппарата
- Речь взрослых (как образец для детей)
- Развитие мелкой моторики
- Чтение детям художественной литературы
- Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка. Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме). Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учите наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Дорогие родители, не забывайте, игра – основной вид деятельности детей. Поэтому, чаще играйте с ребенком в игры дома. У детей будет развиваться речь, мышление, фантазия, т. к. в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость, удовольствие и вам. Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома, играя, вы будете развивать речевые способности у ваших детей.
Игра “Цепочка слов” поможет обогатить словарь детей прилагательными.
Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас – это звено цепочки. Отвечая на вопрос. можно взяться за руки и закрыть звено.
Например, исходное слово «игрушки». Я задаю вопрос:
Воспитатель: Игрушки, бывают какими?
Родитель : Яркими, пластмассовыми, разноцветными…
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель : Радуга, калейдоскоп, телевизор…
Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?
Родитель : Черно- белым, новым, прямоугольным…
Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?
Родитель : Дверь, стол, подушка… и т. д.
Игра “Скажи наоборот” расширит словарь детей антонимами.
Для этой игры вам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Например: темно, а наоборот – светло.
день – ночь
радость – грусть
правда – ложь
радость – грусть
хорошо – плохо
тяжело – низко
быстро – медленно
говорить – молчать
продавать – покупать
прятать – искать
Вы можете предложить ребенку: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем вы ему. И так до тех пор, «пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Игра «Я заметил». Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
Игра «Доскажи словечко». Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: «Ворона каркает, а воробей…; Сова летает, а заяц.».
Игра «Давай искать слова на кухне». Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: «Какие слова можно вынуть из борща»? «Какие слова есть в винегрете»? «Какие слова есть в кухонном шкафу»?
Еще в старину были придуманы скороговорки - род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему понравятся эти забавные и короткие стишки.
Скороговорки для развития речи
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, -
Говорит попугай попугаю.
Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!
У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.
Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
Ткет ткач ткани на юбку Тане.
У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.
Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.
У Кондрата куртка коротковата.
Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.
Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.
Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.
И в заключении я предлагаю сыграть в любимую пальчиковую сказку наших детей: «Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил – Показывают оборотную сторону ладони с
Рукавичку обронил. вытянутым вверх большим пальцем
Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальчиком.
Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик».
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой».
Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напек. «Пекут пирожки».
Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут пирожки».
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. Движения руками влево-вправо.
Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок».
В страхе разбежались. Развести руки в стороны
Любите своих детей, помогайте им, играйте с ними, и чаще хвалите их. Похвала для ребенка самая дорогая награда! Просим Вас обращать внимание на информацию для родителей, по каждой лексической теме недели, а дома с детьми закреплять все игры и пальчиковые гимнастики, разговаривать больше с детьми, расспрашивать. выводить детей на диалог, чем они занимались в детском саду, в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа даст положительные результаты!
Памятка для родителей по развитию речи детей.
1. Общее правило - чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком - делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать - другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками - это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу - это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры. игра доставит радость и удовольствие и вам, и ребенку.