Светлана Викулова
Родительское собрание в подготовительной к школе группе в форме КВН. «Воспитание экологической культуры у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной к школе группе в форме КВН.
Тема: «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Групповое родительское собрание – КВН.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной к школе группе в форме КВН, „Воспитание экологической культуры у детей“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Оборудование: Конверты с разрезанными на слова пословицами о природе, два ватмана, фломастеры, мини-плакаты о правилах поведения в природе, листовки в помощь родителям.
Ход собрания.
1- часть.
Вступление. Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.
Наша сегодняшняя встреча – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.
Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек – часть природы. Не будет зелени, животных – и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.
Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила поведения в природе.
Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
А этому могут помочь наблюдения, опыты и эксперименты в природе.
Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Целью экологического образования в дошкольном детстве является формирование основ экологической культуры.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Ребёнок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведёт приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.). А активная позиция взрослых как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Экологическая культура дошкольника предполагает активное познание природы, накопление позитивного эмоционально-чувственного, нравственно-ценностного опыта общения с природой, способность контролировать свои действия, соотносить их с окружающей обстановкой и предвидеть возможные последствия своего воздействия на природу и здоровье. Усвоение нравственно-экологических норм и правил поведения способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природой.
Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Это возможно лишь при особом планировании работы детского сада и семьи по формированию системы знаний о природе у детей дошкольного возраста, с помощью последовательных заданий, вовлекающих ребё нка в многообразную деятельность: познавательную, оценочную, творческую, практическую, оздоровительную.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствует накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Именно в результате наблюдений в природе дети начинают понимать, что: объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое; окружающий мир не является чем–то статичным, он постоянно изменяется.
К сожалению, родители практически не наблюдают с детьми, а ведь наблюдения позволяют дошкольникам самостоятельно добывать знания, делать выводы, способствуют развитию речи и формированию личностной культуры ребёнка, в том числе – экологической.
2я – часть.
Мы предлагаем вам сыграть в КВН
Хотелось бы, чтобы девизом нашего сегодняшнего КВН стали слова Вадима Шефнера из стихотворения «Человек».
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
Итак, сейчас я вам предлагаю разбиться на две команды. Первая команда будет называться «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК», вторая «СЛЕДОПЫТЫ».
Для этого предлагаю вам взять эмблемы (перевёрнутые лицевой стороной вниз)
У кого на эмблеме изображена лупа это команда «Следопыты», у кого цветок «Цветик семицветик»
1 –й конкурс Представление команд. Пусть команды представятся (название команды, капитан команды, приветствие).
«Цветик - семицветик»
Природы верные друзья!
Дружны мы, как одна семья!
В КВН пришли играть,
Чтоб больше о природе знать!
«Следопыты» :
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
2 – й конкурс Разминка. «Веселая викторина».
Вопросы для первой команды:
О каком цветке идет речь?
Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк.
(одуванчик)
Бродяга, слоняющийся по дорогам. (Подорожник).
- Есть ли у улитки зубы? (Да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на языке каждый содержит 105, а в сумме 14175).
- Дерево – символ России (береза)
- Детеныш не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок).
- Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).
- Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника).
Вопросы для второй команды:
О каком цветке идет речь?
Стоят в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (ромашка)
- Цветок и приправа к мясным и овощным блюдам. (Гвоздика).
- Кто из пернатых всегда ходит с мешком? (Пеликан, пелика – по- гречески мешок).
- Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).
- Что такое, по-вашему, Красная книга?
(Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасать: запретить охоту на них, охранять в заповедниках).
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов).
- У кого уши на ногах? (Кузнечик).
3 – й конкурс «Собери пословицу».
Из предложенных слов командам нужно составить пословицы.
Сугробы снега на полях - урожай зерна в закромах.
Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
Красна весна цветами, осень – снопами.
Лето - припасиха, а зима - подбериха.
4- й конкурс «Чёрный ящик»
Вопрос для первой команды (отгадка лежит в ящике).
Это небольшое животное серовато зелёного цвета, глаза большие выпуклые. Она прыгает по суше и плавает в воде. Питается комарами и мухами. (лягушка).
Вопрос для второй команды (отгадка лежит в ящике).
Маленький зверёк, рыжий летом, зимой серый, передние ноги короче задних, живёт на деревьях, легко передвигается с дерева на дерево, делает гнездо в дуплах, питается семенами деревьев, грибами, орехами и т. д. (белка)
5 – й конкурс «Блиц турнир» (чья команда отвечает быстрее, получает фишку)
- Какие травы носят «звериные» имена? (заячья капуста, вороний глаз, медвежье ушко, волчья ягода).
- Какой гриб для людей ядовит, а зверям – целебен? (мухомор)
- Чей цвет предсказывает холод? (черёмуха)
- Какие ключи не подходят, ни к одному замку? (подземные)
6 – й конкурс. Конкурс плакатов по теме: «Спасём Землю от экологической катастрофы»
Каждой команде предлагается нарисовать свое видение, решения ситуации, по теме «Спасём Землю от экологической катастрофы».
7 – й конкурс. «Самый, самое, самая»
Что мы знаем об Урале.
- Самый высокий хребет в Челябинской области? (хребет Нургуш) 1406м над ур. моря.
- Самые глубокие озёра в Челябинской области? (Увельды -30м, Тургояк, Бол. Кисегач)
- Самые северные города нашей области? (Нязепетровск, В. Уфалей)
- Самый южный город Челябинской области? (Карталы)
Жюри подводит итоги конкурсов. Родителей пригласить на выставку детских работ из природного и бросового материала.
Собрание закончить видео роликом «Живи Замля».(песня в исполнении В. Леонтьева)
Фото отчёт о собрании