Лариса Ронжина
Родительское собрание в подготовительной группе «Математика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе №21. воспитатели Елисеева С. В. и Ронжина Л. В.
Тема. «Математика в детском саду»
1. Вступительное слово.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Математика в детском саду“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Математика – «царица всех наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем памяти и внимания, развивает логическое мышление и все мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.).
Научные исследования в области функций мозга за последние десятилетия продвинулись далеко вперёд. Результаты таких исследований говорят о наличии невероятных способностей головного мозга расти и развиваться. Изучение математики формирует устойчивые нейронные связи головного мозга, положительно влияя на когнитивные функции человека - мышление, память, внимание, речь.
Так, например, в Стэндфордском университете были проведены исследования влияния математического образования на когнитивные функции человека. Учёные отобрали группу обычных восьмилетних школьников и в течение шести лет на МРТ изучали их мозг. В результате был сделан вывод, что у тех детей, кто занимался математикой и достиг определенных успехов, структуры мозга значительно отличались. И чем выше были успехи в математике, тем сильнее оказалась активность в отделе мозга (гиппокампе, который отвечает за память.
Благодаря развитым математическим способностям человек может мыслить логично, рационально, ясно, упорядоченно, умеет выделять главное, существенное, способен быстро принимать решения, умеет оперативно решать типовые задачи, легко переключаться от одной умственной задачи к другой.
В детском саду начиная со средней группы (возраст 4-5 лет) ставится важная задача – пробудить интерес детей к математике. Задания и игровые упражнения направлены на развитие математического мышления. Эта дисциплина учит мыслить логически и, при этом, не бояться применять гибкость мышления. Задача математической программы для детей дошкольного возраста – научить улавливать соотношения и зависимости, а также создавать конструкции из предметов, чисел, знаков.
Большое значение в этом возрасте отводится дидактической игре — это вид учебной деятельности, организованный в форме развивающих игр, реализующих комплекс принципов игры и активного обучения, характеризующийся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дети к старшему дошкольному возрасту приучаются к играм с правилами, где конечный результат зависит от правильного выполнения заданий. Формировать представления о формах, последовательностях, противоречиях и других вещах очень помогают настольные дидактические игры с математическим содержанием (их можно и приобрести фабричные и сделать самостоятельно).
2. Программа по математике в подготовительной группе.
Количество
Развитие общих представлений о множестве: умения формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнения в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Закрепление умения устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20.
Знакомство с числами второго десятка.
Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомство с составом чисел от 0 до 10.
Формирование умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (—) и знаком отношения равно (=).
Величина
Закрепление умения считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Закрепление умения делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формирование первоначальных измерительных умений. Закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Формирование представлений о весе предметов и способах его измерения. Закрепление умения сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами.
Развитие представлений о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма
Уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах.
Формирование представлений о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке.
Закрепление умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Закрепление умения моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Закрепление умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
Формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутом, картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Формирование умения «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
Формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Закрепление умения пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Развитие «чувства времени», умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа.
3. Трудности, которые испытывают наши дети при освоении программы подготовительной группы по математике.
У дошкольников нередко наблюдается зеркальное написание цифр, трудности в освоении пространственно- временных представлений. Дети ошибаются при показе правой и левой руки (ноги, уха, в понимании и самостоятельном словесном проговаривании месторасположения предметов в пространстве относительно себя и относительно других предметов.
Возникают трудности, связанные с несформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия. Дети дошкольного возраста испытывают сложность в овладении операцией результативности счета, т. е. умением относить последнее из называемых числительных со всей совокупностью, а не с последним ее элементом. Часто дошкольники механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных как хорошо заученное стихотворение, не умения свободно ориентироваться в числовом ряду. Например, задание, назови пропущенное число или «назови соседей числа», «назови последующее (предыдущее число)»
Детям трудно дается измерение предметов условной меркой. Например, задание, «измерь длину дорожки меркой». Примеры.
Трудно дается работа на листе в клетку, отсчет клеток вправо, влево, вверх, вниз.
Решаем арифметические задачи. Детям нелегко анализировать части арифметической задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ).
Знакомимся с составом числа. Формирование умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Выделять закономерности. «Найди девятого».
Закрепление умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Все перечисленные трудности и проблемы в процессе овладения детьми первоначальными математическими знаниями и представлениями, а также недоразвитие математической речи, создают повышенный риск в овладении математикой, что заставляет педагогов искать специальные проблемно- игровые технологии, методы и приемы, средства работы с детьми в данном направлении.
4. Математический квест (вместе с родителями).
См. приложение.
5. Рекомендации в родительском уголке.
См. приложение