Светлана Иванова
Родительское собрание «Дошкольник готовится стать школьником» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«ДОШКОЛЬНИК ГОТОВИТСЯ
СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ»
Цели родительского собрания : сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации; обсудить точки зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.
Оборудование:
Публикация «Родительское собрание „Дошкольник готовится стать школьником“ в подготовительной группе» размещена в разделах
1. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе (на каждого родителя).
2. Фигурки человечков (девочек и мальчиков).
3. Памятки для родителей.
4. Рисунки детей на тему «Как я представляю себя в школе».
5. Видеозапись с ответами детей на вопросы: «Зачем мне учиться в школе?»; «Как родители готовят меня в школу?».
6. Список компонентов школьной готовности.
7. Ручки с чёрной и красной пастой.
Ход собрания
Вступление.
Воспитатель. Уважаемые родители! Вашему ребёнку ско-ро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство, и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней.
Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе
с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей.
Его экзамен впереди. А мы свои родительские экзамены сдаём
уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы, родители, заинтересованы
в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. Вот если бы вы каждый год отправляли
в школу очередного своего ребёнка, то тревожились бы всё меньше и меньше. Когда дело переходит в разряд обыденного, то оно становится привычным. И не случайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главным в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.
Основная часть.
– Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе – процесс многоплановый.
Упражнение 1. У вас на листочках перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите
из них три фактора, на ваш взгляд, главных и проранжируйте их.
Факторы готовности детей к обучению в школе.
Физиологическая готовность.
1. Физическое созревание организма.
2. Устойчивость к нагрузкам.
3. Гибкость в адаптации к новому режиму.
Педагогическая готовность (то, что предусмотрено программой ДОО).
1. Знания об окружающем мире.
2. Умения и навыки.
Психологическая готовность.
1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
2. Развитие руки и развитие речи.
3. Созревание эмоционально-волевых процессов.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка
к школе :
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
– Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.
Упражнение 2. Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению,
помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите фигурку человечка и напишите на ней синей пастой те черты, которые помогут, и красной пастой – те черты, которые затруднят учёбу вашего ребёнка. А после этого поставьте фигурку на одну из трёх полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, жёлтая – умеренное, зелёная полоска – нет особого беспокойства.
Вывод. Следует подчеркнуть, что наиболее важны в процессе подготовки к школе нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, бывают несобранными на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
– Что же делать? Как подготовить ребенка к школе?
Рекомендации родителям.
• Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определё нному распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При до-статочной продолжительности ночного и дневного сна (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не толь-ко играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.
• Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный эликсир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (то есть около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.
• Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти руки. Чем больше и разнообразнее работа кисти руки, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.
– Какими же способами можно тренировать детскую руку?
Существует много игр и упражнений по развитию моторики:
1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки!
А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
5. Конструирование.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
9. Всасывание пипеткой воды.
10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
13. Переборка круп: насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.
14. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой
и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
15. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
16. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше; во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
Упражнение 3. Рассказать знакомое стихотворение, иллюстрируя его при помощи движений рук («показ» стихотворения).
– Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите
за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребё нку:
во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте; в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Рекомендации родителям :
• Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему «командные» роли; привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.
• Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру,
любое дело, но, не доведя до конца, берётся за что-то новое.
Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок нетерпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу «неуправляемых» детей и нарушителей порядка.
• На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит,
и нести ответственность.
• В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник, и потому не пытайтесь усадить его за стол
и по 45 минут «проходить» с ним предметы.
Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний
и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.
МАТЕМАТИКА
• Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это,
по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой
на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки
из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
Упражнение 4. Составить задачу по предложенной карточке.
ЧТЕНИЕ
• К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова : пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и «раскладывать» слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
Упражнение 5. Словесно-дидактическое упражнение «Змей-ка». Составить «змейку» из слов. Каждое следующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
• Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего – отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы.
«Чёрный» – кидаете вы ему мяч, «белый» – бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное – несъедобное, одушевлённое – неодушевлённое.
Упражнение 6. Дидактическая игра «Да-нетка». Ведущий отворачивается, играющие выбирают карточку с предметом. Ведущий должен угадать, что на ней изображено, задавая вопросы. Например: «Это твердое? Оно летает? Это живое?» И т. п. Играющие могут отвечать только «да» или «нет».
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
• Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, о его людях и об окружающем мире: свой адрес (разделяя понятия «страна», «город», «улица», и не только имена папы и мамы,
но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
• Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное – не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Просмотр видеофильма, обсуждение.
– А сейчас мы предлагаем вашему вниманию видеозапись ответов детей на вопросы: «Зачем мне учиться в школе?»; «Как родители готовят меня в школу?».
Родители смотрят видеофильм, обсуждают ответы
детей.
Итоги собрания.
– Уважаемые родители! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола. Заполните, пожалуйста, анкеты:
1. Что побудило вас прийти на мероприятие?
Дисциплинированность
Интерес к поднятой теме
Уважение к воспитателям
Любопытство
Возможное душевное успокоение
Настойчивые просьбы воспитателей
Не знаю