Татьяна Филеткина
Родительское собрание в первой группе раннего возраста «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития«
▼ Скачать
Форма проведения: семинар практикум. группа №1
Цели: объединить усилия воспитателей и родителей для повышения уровня организации сюжетно - ролевой игры.
Задачи:
1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в развитии дошкольника.
2. Совершенствовать педагогическое мастерство родителейв сюжетно-ролевой игре.
Публикация «Родительское собрание в первой группе раннего возраста „Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития„» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
3. Повышать уровень по организации сюжетно - ролевой игры и способствовать творческому поиску.
4. Скорректировать работу по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду и дома.
1.
Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой.
Давайте разберёмся, что же представляет собой игра? Любое понятие можно рассматривать с двух сторон. Попробуйте выразить сущность игры одним словом. 1). Игра – это… (интерес, развитие, познание, творчество, радость, социализация, гармония). 2) Антитема (противоположность развитию в игре) : изолированность, торможение,неудовлетворённость…3) Дать определение (прилагательные) «Развитие в игре какое?» (активное, длительное, ускоренное, деятельное, результативное,творческое, нравственное, умственное, социальное)4) «Торможение какое?» (умственное, аварийное, предельное, замедленное, пугающее)5) Ассоциации: «Развитие в игре…» (уверенность, прогресс, признание, общение, динамика, непосредственность)«Торможение» (беда, авария, тупость, отсутствие).
Выбор. Что же мы выбираем? Дать возможность ребёнку развиваться в игре или тормозить его развитие?. Таким образом, игра – это развитие. Средство развития личности; средство общения; форма организации детского общества; способ обучения и самообучения; средство коррекции развития ребенка; диагностическое средство; психотерапевтическое средство. А что же развивает игра, я предлагаю вам понять на собственном опыте. Мы с вами сейчас представим себя маленькими детьми и поиграем. Разделимся на 3 микрогруппы. Одна группа будет играть в «Больницу», вторая группа будет играть в «Семью», и третья группа будет играть в «Парикмахерскую» (провести творческие игры с использованием предметов-заместителей)
Обсудить, что было сложного в проигрывании?
- не хватило фантазии для развертывания сюжета;
-мало времени для игры;
-малознакомы с принципом построения ролевой игры;
-нужно было преодолевать стеснение;
- не знали, как использовать и обыграть игрушки;
- не могли договориться между собой;
-мало играют с детьми дома, нет опыта игры.
Может ли игра чему – то научить? Что развивает игра?
Творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Такая игра оказывает огромное влияние на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие деятельностью дошкольника. В игре он делает только то, что хочет. Ребенок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами абсолютно свободны от их обычного, «правильного» использования.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
2.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
1. Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребёнок примеряет на сегодня определенную роль, действует по определённому сюжету или же сам придумывает его. То есть это своего рода театральное представление. Дети таким путем вживаются в роль, и ведут себя так, как видят этого персонажа состороны.
2. Сюжетно-ролевая игра для ребенка становится интересной тогда, когда он уже умеет использовать предмету не только по прямому назначению, но и в новом ключе. В этом возрасте у малыша возникает желание копировать действия родителей, они учатся играть с другими детьми.
3. Сперва основы сюжетно-ролевой игры проявляют себя в простом подражании взрослым. Ребенок старается самостоятельно варить суп, пылесосить, кладет игрушки спать. Потом малыш уже начинает обыгрывать определенные жизненные ситуации: поход в магазин или поликлинику.
4. На этом этапе в сюжетно-ролевую игру вносится диалог. Тут не помешает помощь взрослых. Если вы будете подыгрывать ребенку в игре, то уже в 2,5 годам малыш самостоятельно сможет играть в сюжетно-ролевые игры, вовлекая в процесс все свои игрушки.
Следующий этап сюжетно-ролевой игры – это усложнение сценария. Можно объединить несколько ситуаций в одну картину. Дети между собой начинают договариваться, по каким правилам они будут играть. И к 4-5 годам они могут не просто обыграть повседневные ситуации, но внести в процесс сюжеты мультфильмов, сказок.
3.
Три правила.
Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры, показать, как и во что можно играть. Учитывая, что ребенок одинаково копирует хорошее и плохое, то, давая направление его сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, играя, можно воспитывать малыша. Для того чтобы правильно организовать ролевую игру надо помнить три простых правила.
Во-первых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка.
Во-вторых, игра - это творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие бы то ни было жёсткие рамки.
В-третьих, старайтесь, что бы игра менялась и имела свое развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Поощряйте это.
Взрослым ни в коем случае нельзя оставаться в стороне от процесса игры. Родитель всегда должен предоставлять ребенку новые ситуации для детского сценария. В противном случае малыш может остановиться в развитии и более не проявлять самостоятельность в своих деяниях. При помощи сюжетно-ролевой игры ребенок учится согласовывать собственные действия с другими участниками игры. Они примеряют на себя личностные качества, а также ищут выход из различных ситуаций. Пусть ваш малыш растет самостоятельной и творческой личностью, которая успешно будет выходить из любой жизненной ситуации.
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» А. С. Макаренко.
4.
Подведение итогов собрания :
Решение родительского собрания :
1. Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр: 1. Игра не должна строиться на принуждении. 2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки. 3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
2. Игра в жизни ребенка до определенного возраста будет иметь приоритетное значение. И если вам кажется, что это - это просто детское развлечение и беззаботное времяпровождение, то вы глубоко ошибаетесь. Во время игры ребенок развивает воображение, обучается анализу. Все это и не только очень важно в процессе развития ребенка.
3. Изготовление игрового пособия родителями для игр. Приобретение наглядно-дидактического материала для всестороннего развития малышей.
4. Раздача родителям булетов «Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!»