Анастасия Ковалева
Родительское собрание в форме практикума с применением игротренинга «Все о развитии детской речи»
▼ Скачать +Заказ
Формы проведения : Практикум с применением игротренинга.
Участники: Воспитатель, родители.
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы с великим удовольствием приветствуем вас на нашей встрече, которая посвящена проблеме эффективного развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - это мощное средство обеспечения всестороннего прогресса ребенка. Осознанный мастерство вербального общения, так же как и иные полезные навыки, изначально приобретается в семейной обстановке. Значимость того, как семья помогает развивать речь дошкольника, нельзя недооценивать, ведь это имеет огромное влияние на его будущую жизнь.
Публикация «Родительское собрание в форме практикума с применением игротренинга „Все о развитии детской речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Наша цель – развить у детей умение говорить свободно, ясно, логично, выразительно и красиво. Однако, достижение этой цели – задача сложная, и нас беспокоит увеличение числа старших дошкольников с дефектами произношения и слаборазвитой связной речью, а также с однообразным стилем общения.
Современная проблема стимуляции языкового развития у детей дошкольного возраста остается актуальной и требует особого внимания. Единственным решением этой проблемы является сотрудничество семей и детских садов. В данной статье я предлагаю несколько эффективных методов и приемов, способных справиться с этой сложностью. Особое внимание будет уделено пальчиковой гимнастике, и ее важному значению для развития речи. Вы также узнаете о техниках самомассажа и интересных вербальных играх, которые можно проводить с детьми дома.
2. Игротренинг с родителями.
Воспитатель: чтобы почувствовать себя более комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель: Уважаемые родители! Я вас сегодня хочу познакомить с одним очень известным высказыванием. В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хотела бы рассказать вам об увлекательной пальчиковой гимнастике под названием «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком прямо у себя дома. Эта уникальная серия движений, осуществляемая пальцами рук, сочетается с использованием стихов и предоставляет широкий спектр возможностей для тренировки. Мы с вами можем попрактиковаться вместе.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры, созданные на основе стихов, помогают развить у ребенка чувство ритма и работу с дикцией. Также можно использовать пальчиковые игры с предметами.
Предлагаю нам сыграть с платочками в игру под названием «Проглот». Возьмите платочек за уголок и попытайтесь погрузить его внутрь кулака, не прибегая к помощи второй руки. А во время этого вы можете произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природные материалы, такие как желуди, каштаны, орехи и другие, а также мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Главное - важно, чтобы эта игра была интересной для ребенка.
Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых. Поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы. Поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки. Выложить картинку по образцу. Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
Но помимо пальчиковых игр, для развития речи ребенка полезны элементарные приемы самомассажа. В основном, они включают в себя поглаживания, постукивания кончиками пальцев и массирование определенных точек. Лицо, уши, пальцы рук, ладони и стопы - все эти части тела связаны с работой нашего мозга, речевых и двигательных центров. Я хотел бы представить вам фрагмент комплекса самомассажа лица под названием «Времена года». Выполнение этого комплекса способствует укреплению мышц лица, участвующих в артикуляции и мимике, и активизирует работу речевых центров. Давайте вместе его выполним.
Если солнце пригревает, Пальцами обеих рук поглаживают лоб
В небе ласточка летает, от середины к верхней части ушей.
Стало сухо и тепло, Поглаживают щеки от середины к
Значит лето к нам пришло. мочкам ушей.
Если дождь стучит по крыше, Постукивают кончиками пальцев от
То сильней, то тише, тише, середины лба к верхней части ушей.
Землю всю листва укрыла, Постукивают кончиками пальцев от
Значит осень наступила. середины подбородка к мочкам ушей.
Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.
Кроме того, можно использовать различные виды массажных приборов.
Очень эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они помогают улучшить разговорную речь, обогатить словарь и сформировать грамматический строй языка. Они также развивают внимание, память и сообразительность. Давайте с вами разыграем несколько словесных игр, в которые можно играть с ребенком.
Игра «Скажи наоборот». Я буду бросать мяч и произносить слово. Когда игрок поймает мяч, он должен назвать слово с противоположным значением (например : сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы будем по очереди называть слова, но каждое следующее слово должно начинаться на звук, которым заканчивается предыдущее (например : мяч - чемодан - нитки.).
Игра «Назови одним словом». Я буду называть несколько слов и бросать мяч. Когда игрок поймает мяч, он должен назвать обобщающее слово (например : дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Я буду называть глагол, а вы должны подобрать к нему слова, связанные по смыслу (например : летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте и даже по дороге в детский сад.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: В заключение нашего игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитатель: Сегодня эта символическая связь объединила нас. Я хочу выразить благодарность за сотрудничество, искренность и доброжелательность. Чтобы сделать ваши домашние игры с ребенком наиболее эффективными и интересными, я предоставляю вам эти полезные буклеты. Особое внимание следует уделить культуре родного языка, поскольку речь должна быть примером для обучения. Ребенок услышит правильную речь и будет её подражать, что приведет к приобретению навыков и привычек. В случае, если ребенок услышит неправильные и искаженные слова, они незаметно проникнут в его речь. Борьба с такими недостатками речи - сложная задача. Поэтому я рекомендую говорить красиво в присутствии детей и с детьми, так как их речь формируется через подражание.