Вера Ермакова
Родительское собрание в нетрадиционной форме «В семейном кругу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей;
повышение педагогической культуры родителей.
План проведения:
1. Вступительное слово
2. Круглый стол
3. Конкурсы
4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье
5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход собрания.
1. Подготовительный этап.
• Оформить рекомендации для воспитателей «Праздник с родителями»
• Провести анкетирование «Ваши впечатления от праздников»
Публикация «Родительское собрание в нетрадиционной форме „В семейном кругу“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
• Дать родителям задание : составить родословную, принести семейные фотографии.
2. Этап проведения круглого стола.
Воспитатель: Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент. - Экзюпери, «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей. Сегодня на нашем собрании нам предстоит поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.
Как вы считаете, нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка? (родители высказывают свое мнение)
Мама воспитанника:
Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – не то, что для нас это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события в нашей жизни до другого.
Воспитатель: «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», как писал К. Ушинский. А как по – вашему, уважаемые родители, праздники помогают в воспитании ребенка?
(высказывание родителей) .
Мама воспитанника:
Ум у ребенка развивают загадки, викторины, познавательные игры. В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы свих детей эстетически? Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту?
Папа воспитанника:
И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.
Воспитатель:
А как быть, если праздник, например ваш день рождения, вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?». Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол с взрослыми детей? В каких случаях нет?
(высказывания родителей)
Как это не странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешается в них. Ребенок скажет или сделает что – ни будь смешное – всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
О каком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя» :
Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
«Спой, пожалуйста, сынок!»
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И не трудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
«Пой! – настаивает мама, —
Только стой на стуле прямо!»
Папа шепчет: «Константин,
Спой куплетик! Хоть один!»
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поен он, как не странно,
Серенаду Дон – Жуана,
Что запомнилась ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
«Ах, певец какой хороший!»
Кто – то просит: «Ты, малыш,
Лучше спой «Шумел камыш…»
За столом смеются гости,
И никто не скажет: «Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать».
Воспитатель: А бывает мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие дети. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что – то рассказывать. Когда это выпадает им сделать при игре или фанту. Помните, пожалуйста, об этом.
В дни рождения, а иногда и в праздники, мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. А какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям? (обмен опытом)
Нужно ли дарить их в праздники? Какие?
(высказывания родителей)
Подарки должны быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, детскими песенками. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, дисков с музыкой или мультфильмами. Конечно, подарки детям – отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарками легко избаловать детей.
3. Конкурсы.
Работа со словом «Семья»
- Я называю слово, а ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» (родители приводят слова-ассоциации)
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? (Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков на доске)
Конкурс «Моя родословная»
Какие они – наши семьи, семьи ребят из нашей группы? Мы можем многое узнать о них, посмотрев на родословные, которые вы составили с детьми. Посмотрите, какие яркие, красочные образы получились.
Среди рисунков выбираются наиболее полные и оригинально оформленные родословные.
Конкурс «Юмористический»
Сейчас нам предстоит услышать смешные истории из жизни родителей и их детей. Послушаем ваши рассказы.
4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.
А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребенка. Вот такая ситуация: Встретились две дамы, разговорились.
- У моего сына через 2 дня день рождения, — делилась радостно одна из них.
- Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наделаю, музыка будет. Пусть празднуют.
- И все? – поинтересовалась собеседница.
- А что ты мне еще посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?
Представьте, что такой разговор состоялся между вами и вашей приятельницей. И она спрашивает у вас совета. Что бы вы посоветовали? Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка? Запомнится ли он детям? Как отмечать день рождения ребенка? Что интересного было в вашей семье? (обмен опытом)
5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
1. Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене или двери рост ребенка. Пусть он видит, насколько подрос за год. Неплохо, если в день рождения вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.
2. Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумать вместе с ребенком, как пригласить гостей, — это могут быть пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.
3. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее придумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты.
От того, как мы, взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От нашей выдумки, фантазии зависит успех. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и одиноким.
Награждение родителей благодарственными письмами за принятия активного участие в жизни ребёнка.
Спасибо за внимание!
Обзор новой литературы по работе ДОУ с семьей
«Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект»
Авторы: Зверева О. Л., Кротова Т. В.
В методическом пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе. Авторами пособия подробно освещаются основные этапы оказания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы; представлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. В пособии представлены анкеты для родителей и педагогов, сценарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателя.
Издательство Сфера, 2005 год
«Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие»
Авторы: Зверева О. Л., Кротова Т. В.
В пособии представлен обширный практический материал для работы с родителями в виде сценариев родительских собраний. Сюда входят как традиционные формы, так и нетрадиционные. Все сценарии неоднократно апробированы в практике работы ДОУ. Материал легко использовать творчески: приводить собственные примеры, дополнять, привлекать родителей к обсуждению проблем, приглашать различных специалистов.
Издательство Айрис-Пресс, 2007 год
«В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей»
Автор: Арнаутова Е. П.
Пособие включает десять бесед по актуальным проблемам руководства процессом взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Представлен разнообразный практический материал исследовательской работы автора – ведущего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца: сценарии встреч с родителями, тесты, опросники, ролевые игры, упражнения и т. п.
«Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча»
Авторы: В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина
В пособии представлены вариативные программы и технологии всеобуча родителей, описаны модели педагогического взаимодействия образовательного учреждения с родителями. В основу материалов легли научные разработки Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания (Санкт-Петербург).
Издательство КАРО, 2005 год
«Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг»
Авторы: А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина
В пособии раскрывается необходимость саморазвития воспитателей детского сада и родителей, чьи дети посещают ДОУ, как участников педагогического процесса. Пособие содержит материалы по диагностике, тематические планы, конспекты лекций, консультации, мониторинг – все, что может пригодится воспитателям и специалистам ДОУ при работе с семьей.
«Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»
Автор: Е. С. Евдокимова
Книга посвящена проблеме педагогической поддержке семьи в воспитании детей дошкольного возраста. В ней раскрываются сущность, значение педагогической помощи и поддержки современной семье в новой социокультурной ситуации; представлены результаты исследований и практического опыта взаимодействия с семьей педагогов детского сада. В пособии содержится большой практический материал, необходимый для успешного взаимодействия специалистов ДОУ с семьей.
«Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
методическое руководство для работников ДОУ»
Авторы: Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина
Цель пособия – помочь сотрудникам ДОУ установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников, которое является залогом полноценного развития ребенка. В руководстве представлены содержание, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи.