Гололобова Татьяна Петровна
Родительское собрание в нетрадиционной форме
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых приёмов и художественного слова".
Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья.
Задачи: формирование у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; повысить интерес к вопросам укрепления здоровья детей посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Публикация «Родительское собрание в нетрадиционной форме» размещена в разделах
Участники: педагоги, родители.
Место проведения: групповая комната.
План проведения:
I. Подготовительный этап
II. Вступительный этап
III. Основная часть
IV. Подведение итогов собрания
Ход собрания.
Подготовительный этап.
Оформление альбомов, потешек, игр по теме собрания (картотека игр, занятий, потешек).
Оформление родительского уголка : папка-передвижка: «Роль художественного слова в воспитании культурного-гигиенических навыков».
Приглашение родителей.
Вступительный этап (выступление воспитателя).
Дорогие родители сегодня я посвящаю наше родительское собрание теме очень важной, актуальной, требующей терпения — это формирование культурно-гигиенических у детей младшего дошкольного возраста.
Сегодня наша задача: привлечь вас к воспитанию ваших детей к воспитанию культурно-гигиеническим навыкам. Каким путем? Путем использования игровых приемов и художественного слова.
Мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания детей; учим их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но в каждую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать. «Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с младшего возраста. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.
Основная часть.
1 этап.
Игра для родителей. Приветствие «Мимика и жесты». Участники делятся на команды (для этого родителям раздаются части из целой картинки, например картинка яблоко их 4-х частей и т. д.). Родители находят остальные части картинки у других собрав целую картинку объединяются в команды «Яблоко», «Груша» и т. д. Команды загадывают предложенные ведущей загадки о предметах личной гигиены с помощью жестов мимику. После того как команда соперников отгадает загадку, ее зачитывают вслух. (загадки прилагаются).
Вторая игра для активизации родителей «Список прилагательных».
Цель: выяснить, что родители знают навыках своих детей, что их дети должны уметь в раннем возрасте.
Ход игры: Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков, отвечая на вопрос: Каким вы видите своего ребенка, который владеет навыками самообслуживания?
Родители предлагают качества и характеристики, соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т. д.) Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение. Каким путем можно это достичь? - это создание условий чтобы был пример для подражания, несложные действия позволяет ребенку совершать все самостоятельно, хвалить за каждое даже незначительное достижение и тогда у ребенка много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом). Необходимо сформировать у малыша привычку и почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая её стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции.
Родителям предлагаем потешки и стишки, а они подумают к какому гигиеническому навыку применить этот стишок. (стихи прилагаются)
3 этап. Знакомим родителей с некоторыми методами и приемами, которые используют в режимных моментах.
Игровая ситуация.
Здесь подходят игры в которых можно создать игровые ситуации, например игры с куклами: «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накормим куклу обедом». Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, при этом применяют много потешек и стихов, ведь их можно подобрать на все случае жизни. Составление картотека потешек, дидактических игр, пальчиковых игр, музыкально-ритмических игр.
При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, которые отображают ту или иную, то или иные действия, комментируем картинки стихами и потешками. Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, помогают убрать напряжение, повышают положительные эмоции.
4 этап. Возрастные особенности.
Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для самораскрытия возможностей каждого малыша.
Подведение итогов собрания.
Для закрепления полученных знаний родителям предлагаем продолжить фразу: «Я как и все мы понял.». Благодарим все родителей за участие и подготовку нашей встречи. Всего вам хорошего!
Приложение 1.
Загадки
Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.
(Расческа)
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка)
Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою что это такое?
(Полотенце)
Ускользает, как живое, но не выпущу его я,
Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне.
(Мыло)
Потешки
Утренние потешки.
Просыпаемся, умываемся.
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Мама поцелует!
Просыпайся дочка! (славный мой сыночек)
Как тебя люблю я!
Мы проснулись, мы проснулись.
- Сладко-сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Да водичку найдем.
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кушаем с потешкой.
Это ложка,
Это чашка.
В чашке гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!
Пышка, лепешка,
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед,
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.
Купаем малыша с потешкой.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Кто тут будет куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг,
В ванне ножкой- дрыг, дрыг!
Будет мыло пенится,
И грязь куда-то денется.
Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь сразу
оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка!
Шейка мойся
хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь смывайся!
Грязь смывайся!
Одевание, раздевание
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
А засну я сам!
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3/2011 год;
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3/2012 год;
3. О. В. Елецкая, Е. Ю. Вереница. «День за днём говорим и растём». Издательство сфера, Москва 2008 г