Татьяна Протасова
Родительское собрание в первой младшей группе «Почему ребенку нужна игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в 1 младшей группе на тему «Почему ребенку нужна игра»
Цель: помочь осознать семье цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
помочь родителям осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений со взрослыми;
помочь овладеть методами руководства детской игрой, способами обучения ребенка в ходе игры.
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Почему ребенку нужна игра“» размещена в разделах
Добрый вечер, уважаемы родители. Очень приятно встретиться с вами вновь и обсудить тему нашего собрания.
Конечно, Вам известно, что игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в семье и в детском саду, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу освоиться со многими свойствами и качествами окружающих предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах. Играя, малыш как бы ставит себя в положение взрослого, которому подражает. К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать действия взрослых, которые его заинтересовали. Он может неоднократно снимать и с куклы платье и снова его надевать, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Так ребенок осваивает общественный опыт. В своей игре ребенок использует предметы – заместители: вместо например печенья, дает кукле кубик, вместо укола может использовать палочку.
Все это происходит в том случае, если игры ребенка находятся под наблюдением взрослого. Если же будет происходить обратное, то у ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его опыт, накопленный в семье и в саду.
Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, повседневных домашних дел. Например, когда мама моет посуду или гладит белье, можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукольное белье Лии носовые платочки; или пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол.
Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметную среду. И, конечно же, игра детей неотделима от игрушек.
• Что же такое игрушка?
Игрушка – предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках куклу-дочку, которую можно укладывать спать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел игры.
Важным условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Иногда простая коробочка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал; превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки; использовать как чемодан для кукольной одежды и д. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».
Детям следует приобретать разнообразные игрушки, но основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.
Игрушки, копирующие предметы реальной жизни: кукольное семейство, мебель, посуда, медицинские и парикмахерские инструменты, музыкальные инструменты, телефон, дороги, мелки и т. д. Детям очень нравиться играть с атрибутами к играм «Больница», «Парикмахерская» - дети учатся по очереди пользоваться тем или иным предметом, и навыкам игры с этими предметами. Очень любят играть на музыкальных инструментах, узнают их по звучанию. Стараемся развивать у детей умение играть вместе без конфликтов.
Способствующие развитию детской фантазии: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки, пластилин, мозаика –которые помогают развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, мышление, творчество. Дети с удовольствием играют в д/игру «Лото», в которой развивается внимание, умение узнавать, некоторых и называть птиц. В игре с мягким плоскостным конструктором, дети складывают поезд и вертолет, тем самым развивается ориентировка на определенной плоскости. Игры «Малыш и фигуры», «Моя семья». В игре с пирамидками ребята при помощи взрослого нанизывают колечки по убывающей величине.
В играх с дидактическим материалом закрепляем знания о величине, форме, цвете предметов, с удовольствием находят окошки для домиков по двум признакам – форме и цвету. В каком домике будут жить треугольники, квадратики кружочки.
Игрушки помогающие «выплеснуть» агрессию: мячи, кегли, молоточки, скакалки и т. д.
• Каково ваше отношение к игрушкам-монстрам?
Игрушки –монстры могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. Игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками монстрами, формируют в детях агрессию.
То что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности.
Для возбудимых детей игра с такими игрушками способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще такая игрущка, не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует в нем психологическую зависимость.
Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилия. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек (кукол, отличающихся лишь размерами, машин разных марок, ограничивается его игровой опыт, интересы, а следовательно, и развитие.
Но и при наличии достаточного количества игрушек дети с удовольствием используют в своих играх предметы домашнего быта (стулья, покрывала, мамин платок, туфли и т. д., тем самым развивая детскую фантазию, дополняя, обогащая сюжет, игровой замысел, содержание игры.
• На что вы опираетесь когда хотите купить ребенку игрушку?
Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую.
Если игрушек все таки много, их можно рассортировать на несколько равноценных наборов и периодически их менять. Или создать такую ситуацию отправить куклу в путешествие, а потом обыграть ее возвращение.
Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые иногда жалуются на недостаток места. Если у ребенка нет игрового уголка, то есть игрушки не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся старшие члены семьи. Потому что он нуждается в постоянной помощи, поддержке, местом для игры он выбирает комнату бабушки, кухню, если там находится мама и т. д.
Родителям предлагается ситуация: Маша когда играет, разбрасывает игрушки по всей комнате. Однажды мама потребовала от Маши собрать все до единой игрушки (а их было 50) и сложить в ящик. Маша отказалась делать это, мать настаивала на своем. Маша расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча пошла собирать игрушки, но мать запретила ей это делать. Вмешался папа. Он, приласкав Машу, сказал ей: «Ладно, Машенька, на этот раз тебя простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, а в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Маши место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Маша сама должна была собрать игрушки». На следующий день Маша, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще пять игрушек. Маша обрадовалась и продолжала охотно играть.
• Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребенка истощается, игрушка становиться ему неинтересной. Вот тут-то взрослым надо поиграть с ним, посоветовать, как можно дальше играть с этой игрушкой.
Время от времени надо просматривать с ребенком его уголок, приучать вытирать пыль, вместе чистить, мыть игрушки, отбирать поврежденные, «лечить» их в больнице.
В совместной игре он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции.
Играя вместе с ребенком, конечно, нужно следить за своей речью. Ровный спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность, в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Совместные игры родителей и детей доставляют ребенку много положительных эмоций, он очень любит когда взрослые с ним играют, дают возможность более глубоко понимать ребенка, осуществлять его развитие.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Где и как хранятся игрушки, как Вы приучаете ребенка беречь их?
2. Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
3. Как часто и по какому поводу Вы покупаете игрушки?
4. Часто ли ребенок ломает игрушки, и как Вы поступаете в таких случаях?
5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры Вы играете?
6. Разрешаете ли Вы друзьям ребенка приходить к нему?
7. Что интересного Вы увидели в игровом уголке семьи, которую посетили?