Ибрагимова Хеди
Родительское собрание «Трудности в процессе формирования письменной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Хороший, ясный выговор, такой,
чтобы каждый из звуков был слышен,
и чуткое ухо в различении этих звуков
- вот главное основание правописания.
К. Д. Ушинский
ЦЕЛИ
Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии у детей, давать необходимые рекомендации.
Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.
Знакомить с данными логопедического обследования.
Разъяснять причины возможных нарушении письменной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ
Публикация «Родительское собрание „Трудности в процессе формирования письменной речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цветной лист бумаги; бархатная бумага и ниточка; образцы диктантов детей; текст со скороговорками.
Организационный момент
Родителям предлагается выбрать бабочку синего, зеленого, желтого, красного цвета, которые помогут им разделиться на подгруппы.
Сообщение темы родительского собрания
Логопед. Добрый вечер, позвольте начать заседание круглого стола Трудности в процессе формирования письменной речи (слайд 1)
Сегодня выя предлагаю обсудить такие вопросы: «Что такое письмо?», «Как избежать тех или иных ошибок при формировании письменной речи?» (слайд 2)
Психологический настрой
Логопед. Еще совсем недавно было 1 сентября, праздничный радостный день. Но прошел сентябрь и многие толкнулись с рядом проблем. Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место своих детей и почувствовали, как им сейчас трудно.
Напишите левой рукой «Я учусь писать» (для правшей). Попрошу вас высказать свои ощущения: что вы испытывали при написании фразы в не привычных для себя условиях.
Высказывания родителей.
Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.
Основная часть:
что же такое «письмо»?
Логопед. Для нас, взрослых, письмо — это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь : как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое? (слайд 3)
Письмо — сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов: (слайд 4)
— речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
речедвигателъного, помога ющего осуществлять проговаривание;
— двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
— зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т. п. ; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого, определения разницы между словами дочка — точка, уголь — угол и т. п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи — это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов — фонематическому восприятию.
Ребенок 6 лет может:
— повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба-па и др.);
— отбирать картинки на за данный звук;
— выделять первый, последний звуки в словах;
— определять последовательность и количество звуков в словах;
— синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р).
На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и восприятия у первоклассников. (слайд 5)
Ошибки, свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия. К ним относятся:
замена звонких и глухих согласных;
замена твердых и мягких согласных;
пропуски гласных, согласных букв;
пропуски слогов;
перестановки букв, слогов;
недописывание слова;
несоблюдение границ предложений. (слайд 6) (слайд 7)
Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей. (слайд 8)
1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку по-ставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.
2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да- та-да, та-та-да.
3. Использование графических обозначений звуков: звонкий <— глухой — Определение места звука в слове: подчеркни, назови, напиши (начало, середина, конец)
Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит за
данный звук в слове.
4. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.
5. Звукобуквенный анализ слов
8. Придумывание слова по заданной схеме.
9. Придумывание слова из четырех звуков, с заданным звуком (слайд 9)
Давайте сейчас попробуем найти слова по заданной схеме.
Двигательный анализатор
При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
— дрожащие линии;
— колебание наклона и высоты букв;
— быстрое наступление мышечного утомления;
небрежное выполнение письменных работ.
Упражнения для развития мелкой моторики
Пальчиковые упражнения.
Упражнение на межполушарное взаимодействие.
Выкладывание букв из подручного материала.
Как вы думаете как и при помощи чего можно дома у детей развивать
(слайд 10)
Родителям предлагается назвать упражнения (по цепочке, которые направлены на развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях.
Давайте попробем вместе с вами выполнить пальчиковую гимнастику
1. Пальчиковые упражнения стол, стул, блинчики
2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак — ребро — ладонь»
3. Выкладывание букв из подручного материала
Родителям раздаются листы бархатной бумаги и ниточки. Они должны выложить ниточкой прописную букву Л, после чего предложить им превратить эту букву в прописную букву А.
4. Работа в группе (буквы из пластилина, палочек, бумаги)
Речедвигательный анализатор
Если у ребенка в речи имеются ниже приведенные нарушения произношения, они могут отразиться на письме. (слайд 11)
Ребёнок с нарушением звукопроизношения опираясь на своё дефектное произношение фиксирует его на своём письме. : как говорю, так и пишу (слайд 12)Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае когда сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированостью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина- при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков. (слайд 13)
Упражнения для развитие правильного звукопроизношения
• Контроль за правильным произношением звуков.
• Развитие движений языка, губ, щёк.
• Скороговорки, чистоговорки.
• Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах.
Зрительный анализатор (слайд 14)
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:
1. Смешение букв по оптическому сходству: б — д, п — т,о — а, и — у.
2. Зеркальность (с, э, з, е)
3. Трудность удержания строки, наклона
Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза (слайд 15)
• Назвать предметы по их контурам.
Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.
• Назвать и предметы
• Дорисовать
• Назвать перечеркнутые изображения.
• Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
• Показать не правильно написанную букву.
• Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры). (слайд 16)
Развитие зрительной памяти: (слайд 17)
— — запомнить картинки (четыре-пять, а потом найти их среди других (восемь-десять); гзапомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно; игра «Чего не стало?» (на ходить недостающую часть предмета, отгадывать,
— какой игрушки или предмета не стало);
— игра «Что изменилось?».
Но развитие правильной письменной речи неразрывно связано с развитием устной речи. один из главных разделов устной речи –это обогащение словарного запаса Чем больше у ребенка в запасе слов, тем легче ребенку объяснить ребёнку свои мысли, чувства, эмоции.
Словарь можно разделить на такие разделы: (слайд 18)
• Предметный словарь
• Глагольный словарь
• Словарь признаков
• Словарь наречий
• Словарь синонимов, антонимов
• Словообразование
прилагательных от наречий
глаголов от прилагательных
прилагательных от существительных
прилагательных от словосочетаний
существительных от существительных
• Подбор родственных слов
• Многозначность
Давайте вместе попробуем определить словарь по теме Осень (слайд 19)
Для того чтобы речь была понятна для окружающих любое высказывание должно быть грамотно оформлена. (слайд 20)
• И самый сложный раздел устной речи – это связная речь. Я предлагаю по той же теме осень вот такие темы для составления рассказа, с ребенком
• Признаки осени.
• Ранняя осень.
• Золотая осень.
• Поздняя осень.
• Если бы я был листиком.
• Сказка о путешествии листочка.
• В лес с корзинкой.
• Осень в городе.
• Докажи, что на картинке осень.
• Как звери готовятся к зиме?
Это задание можно выполнить в любом варианте-
придумать по картинке или серии картин, по началу или названию, из личного опыта, пересказ. Я предлагаю вам составить рассказ в группе по серии картин
Итог занятия (Слайд 22)
Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны свое-временно оказать им помощь, а для этого нужны терпение и еще раз терпение, систематические занятия.
Не забывайте хвалить ребенка, не торопите его, не говорите: «Ты делаешь не так» «Это неправильно», не заставляйте многократно переписывать (это обратный результат) больше играйте с ним.