МААМ-картинки

Родительское собрание «Трудности в процессе формирования письменной речи»

Ибрагимова Хеди
Родительское собрание «Трудности в процессе формирования письменной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Хороший, ясный выговор, такой,

чтобы каждый из звуков был слышен,

и чуткое ухо в различении этих звуков

- вот главное основание правописания.

К. Д. Ушинский

ЦЕЛИ

Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии у детей, давать необходимые рекомендации.

Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.

Знакомить с данными логопедического обследования.

Разъяснять причины возможных нарушении письменной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ

Темочки:

Цветной лист бумаги; бархатная бумага и ниточка; образцы диктантов детей; текст со скороговорками.

Организационный момент

Родителям предлагается выбрать бабочку синего, зеленого, желтого, красного цвета, которые помогут им разделиться на подгруппы.

Сообщение темы родительского собрания

Логопед. Добрый вечер, позвольте начать заседание круглого стола Трудности в процессе формирования письменной речи (слайд 1)

Сегодня выя предлагаю обсудить такие вопросы: «Что такое письмо, «Как избежать тех или иных ошибок при формировании письменной речи(слайд 2)

Психологический настрой

Логопед. Еще совсем недавно было 1 сентября, праздничный радостный день. Но прошел сентябрь и многие толкнулись с рядом проблем. Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место своих детей и почувствовали, как им сейчас трудно.

Напишите левой рукой «Я учусь писать» (для правшей). Попрошу вас высказать свои ощущения: что вы испытывали при написании фразы в не привычных для себя условиях.

Высказывания родителей.

Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.

Основная часть:

что же такое «письмо»?

Логопед. Для нас, взрослых, письмо — это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь : как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое? (слайд 3)

Письмо — сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов: (слайд 4)

— речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;

речедвигателъного, помога ющего осуществлять проговаривание;

— двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

— зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т. п. ; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого, определения разницы между словами дочка — точка, уголь — угол и т. п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи — это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов — фонематическому восприятию.

Ребенок 6 лет может:

— повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба-па и др.);

— отбирать картинки на за данный звук;

— выделять первый, последний звуки в словах;

— определять последовательность и количество звуков в словах;

— синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р).

На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и восприятия у первоклассников. (слайд 5)

Ошибки, свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия. К ним относятся:

замена звонких и глухих согласных;

замена твердых и мягких согласных;

пропуски гласных, согласных букв;

пропуски слогов;

перестановки букв, слогов;

недописывание слова;

несоблюдение границ предложений. (слайд 6) (слайд 7)

Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей. (слайд 8)

1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку по-ставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да- та-да, та-та-да.

3. Использование графических обозначений звуков: звонкий <— глухой — Определение места звука в слове: подчеркни, назови, напиши (начало, середина, конец)

Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит за

данный звук в слове.

4. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.

5. Звукобуквенный анализ слов

8. Придумывание слова по заданной схеме.

9. Придумывание слова из четырех звуков, с заданным звуком (слайд 9)

Давайте сейчас попробуем найти слова по заданной схеме.

Двигательный анализатор

При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:

— дрожащие линии;

— колебание наклона и высоты букв;

— быстрое наступление мышечного утомления;

небрежное выполнение письменных работ.

Упражнения для развития мелкой моторики

Пальчиковые упражнения.

Упражнение на межполушарное взаимодействие.

Выкладывание букв из подручного материала.

Как вы думаете как и при помощи чего можно дома у детей развивать

(слайд 10)

Родителям предлагается назвать упражнения (по цепочке, которые направлены на развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Давайте попробем вместе с вами выполнить пальчиковую гимнастику

1. Пальчиковые упражнения стол, стул, блинчики

2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак — ребро — ладонь»

3. Выкладывание букв из подручного материала

Родителям раздаются листы бархатной бумаги и ниточки. Они должны выложить ниточкой прописную букву Л, после чего предложить им превратить эту букву в прописную букву А.

4. Работа в группе (буквы из пластилина, палочек, бумаги)

Речедвигательный анализатор

Если у ребенка в речи имеются ниже приведенные нарушения произношения, они могут отразиться на письме. (слайд 11)

Ребёнок с нарушением звукопроизношения опираясь на своё дефектное произношение фиксирует его на своём письме. : как говорю, так и пишу (слайд 12)Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае когда сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированостью фонематических представлений.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина- при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков. (слайд 13)

Упражнения для развитие правильного звукопроизношения

• Контроль за правильным произношением звуков.

• Развитие движений языка, губ, щёк.

• Скороговорки, чистоговорки.

• Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах.

Зрительный анализатор (слайд 14)

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:

1. Смешение букв по оптическому сходству: б — д, п — т,о — а, и — у.

2. Зеркальность (с, э, з, е)

3. Трудность удержания строки, наклона

Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза (слайд 15)

• Назвать предметы по их контурам.

Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.

• Назвать и предметы

• Дорисовать

• Назвать перечеркнутые изображения.

• Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

• Показать не правильно написанную букву.

• Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры). (слайд 16)

Развитие зрительной памяти: (слайд 17)

— — запомнить картинки (четыре-пять, а потом найти их среди других (восемь-десять); гзапомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно; игра «Чего не стало?» (на ходить недостающую часть предмета, отгадывать,

— какой игрушки или предмета не стало);

— игра «Что изменилось?».

Но развитие правильной письменной речи неразрывно связано с развитием устной речи. один из главных разделов устной речи –это обогащение словарного запаса Чем больше у ребенка в запасе слов, тем легче ребенку объяснить ребёнку свои мысли, чувства, эмоции.

Словарь можно разделить на такие разделы: (слайд 18)

• Предметный словарь

• Глагольный словарь

• Словарь признаков

• Словарь наречий

• Словарь синонимов, антонимов

• Словообразование

прилагательных от наречий

глаголов от прилагательных

прилагательных от существительных

прилагательных от словосочетаний

существительных от существительных

• Подбор родственных слов

• Многозначность

Давайте вместе попробуем определить словарь по теме Осень (слайд 19)

Для того чтобы речь была понятна для окружающих любое высказывание должно быть грамотно оформлена. (слайд 20)

• И самый сложный раздел устной речи – это связная речь. Я предлагаю по той же теме осень вот такие темы для составления рассказа, с ребенком

• Признаки осени.

• Ранняя осень.

• Золотая осень.

• Поздняя осень.

• Если бы я был листиком.

• Сказка о путешествии листочка.

• В лес с корзинкой.

• Осень в городе.

• Докажи, что на картинке осень.

• Как звери готовятся к зиме?

Это задание можно выполнить в любом варианте-

придумать по картинке или серии картин, по началу или названию, из личного опыта, пересказ. Я предлагаю вам составить рассказ в группе по серии картин

Итог занятия (Слайд 22)

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны свое-временно оказать им помощь, а для этого нужны терпение и еще раз терпение, систематические занятия.

Не забывайте хвалить ребенка, не торопите его, не говорите: «Ты делаешь не так» «Это неправильно», не заставляйте многократно переписывать (это обратный результат) больше играйте с ним.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Трудности в процессе формирования письменной речи»
Опубликовано: 16 марта 2021 в 19:21
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Трудности в процессе формирования письменной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ибрагимова Хеди (УИ 1428856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД