Папки-передвижки

Родительское собрание на тему «Слово на ладошке»

Ольга Евлеева
Родительское собрание на тему «Слово на ладошке»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Слово на ладошке»

Форма проведения: Родительское собрание

Аудитория: Родители первой младшей группы, воспитатели

Количество участников: Родители 15 человек,воспитатели 2 человека

Задачи:

1. Дать родителям знания об особенностях развития речи детей третьего года жизни.

2. Ознакомить с системой работы в ДОУ по созданию развивающей речевой среды.

Публикация «Родительское собрание на тему „Слово на ладошке“» размещена в разделах

3. Обучать способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи.

Ожидаемые результаты: Через интерактивные игры и упражнения сплотить родителей для дальнейшей совместной деятельности.

Информационное – техническое обеспечение:

1. Оформление стенда «Для вас, родители» : «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни»; «Почему малыш не говорит» и т. д.

2. Изготовление пригласительных билетов в виде ладошек.

3. Подготовка компьютерной презентации, фотоальбома.

4. Подготовка крылатых выражений: «Речь – показатель ума»(Сенека.)

«Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна»

5. Организация выставки детских книг.

6. Составление памятки «Заучиваем стихи с малышами».

Материалы и оборудование: Компьютер, подбор оборудования и материала для игр с родителями : зонтик, карточки, подносы с манкой, пластилин, наборы пуговиц, силуэты из картона, наборы прищепок, разные виды театров.

Логика проведения:

1. Вступительная часть

2. Компьютерная презентация «Развивающая речевая среда в первой младшей группе «Колобок»

3. Теоретическая часть: особенности развития речи детей третьего года жизни

4. Практическая часть: игры, упражнения, тренинг

5. Заключительная часть

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем – развитие речи детей третьего года жизни.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.

Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывает, слушать и т. д.

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др.

Играйте с ребё нком в различные развивающие игры:сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером, речевые (правильное произношение звуков, театрализованные с использованием кукол и др.

Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребёнок должен слышать чёткую правильную,неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.

2. Компьютерная презентация «Развивающая речевая среда в первой младшей группе «Колобок».

Презентация знакомит родителей с системой работы педагогов в данном направлении.

3. Теоретическая часть.

Ведущий предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне.

Для этого надо объединиться в группы по два-три человека. Каждая группа получит задание : из трёх вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей третьего года жизни нужно выбрать один и прокомментировать его.

Показатели речи детей этого возраста:

- развитие голосовых реакций, подражания;

-понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ);

-понимание, подражание, пассивная речь.

Условия для развития речи :

-уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых;

-обучающее и воспитательное воздействие;

-собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.

(все ответы правильные.)

Показатели речевого общения ребё нка:

-понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;

-слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ)

-по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.

Словарный запас ребёнка :

-100 слов;

-300 слов;

-1200-1500 слов (правильный ответ).

Особенности словарного запаса :

-использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё не велик);

-отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов (правильный ответ);

-использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.

Особенности звукопроизношения:

-правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных (р,л); может заменять (ш) на (с, (ж) на (з, (ч) на (т) (правильный ответ);

-правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых (л) и (р);

-речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно.

4. Практическая часть.

Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.

Ведущий обращается к родителям : «Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию, В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной-благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».

Одновременно в игре участвуют 10-12 человек.

Неблагоприятные факторы.

1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т. д.).

2. Замена общения просмотром телевизионных передач.

3. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующие возрасту ребёнка.

4. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.

5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.

6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

Благоприятные факторы.

1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком

2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.

3. При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистами.

4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.

5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.

6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

Учё ные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами.

Ведущий предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым,а кто ребёнком. Затем организует игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

«Рисуем стихи».

Каждая пара получает поднос (30-40 см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождём по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а затем ребёнок рисует, затем ребёнок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Пластилиновая сказка».

Каждая пара должна слепить сказку «Колобок» : ребёнок лепит колобка, домик,деревья,деда и бабу. В процессе взрослый стимулирует действия ребёнка, рассказывает ему сказку.

«Забавные прищепки».

Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребёнку подумать, на что или на кого похож каждый силуэт, и с помощью прищепок завершить образ (например, «солнышко» ,«ёжик», «ёлочка», «жучок»).Во время работы ребёнок говорит, что он делает, называет части создаваемого предмета и их признаки.

«Пуговичный теремок».

Каждая пара получает набор разноцветных пуговиц разного размера и формы. Взрослый предлагает ребёнку выложить домик (для образца можно использовать картинки) и голову любого персонажа (мышки, лягушки, зайца, волка, лисицы, медведя).При этом взрослый рассказывает сказку. Затем родители меняются ролями.

«Театрализованные игры».

Каждой паре предлагают использовать разные виды театров и дают задание проиграть определённый сказочный эпизод. Игру начинает взрослый, а продолжает ребёнок. В ходе игры взрослый задаё т вопросы: «Какую песенку пел колобок?», «Что было дальше?», «Что сказала внучка Жучке?», «Как лягушка позвала зайчишку в теремок?».И т. д.

Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

Ведущий предлагает четырём родителям перевоплотиться в детей, а сам становится их мамой.

Жили-были дед да баба

(Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой)

На полянке у реки.

(Козырьком прикладывают руку ко лбу-смотря вдаль.)

И любили очень, очень

(Гладят живот.)

На сметане колобки.

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Кулаками «месят» тесто.)

Ну а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

ладонях «перекатывают»колобок.)

Вышел ровный,

(Горизонтальный взмах одной рукой.)

Вышел гладкий,

(Горизонтальный взмах другой рукой.)

Не солёный и не сладкий,

(Грозят указательными пальцами обеих рек.)

Очень круглый,

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Очень вкусный.

(Гладят живот.)

Даже есть его нам грустно!

(Хлопок в ладоши.)

Ведущий рекомендует проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя

знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.

5. Заключительная часть.

Подводится итог: чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздают памятки «Заучиваем стихи с малышами» и рекомендуют посетить выставку детских книг, которая организована в группе.

Памятка

«Заучиваем стихи с малышами»

Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

-Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.

-Сначала прочитайте два-три стихотворения.

-Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.

-Покажите, как можно связать стихотворные строки с движением рук и пальцев.

-Повторите все движения вместе с ребёнком.

-Хвалите малыша, даже если у его получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

Публикации по теме:

План работы с родителями для старшей группы Сентябрь Напомнить правила детского сада. Что необходимо приобрести к новому учебному году. Индивидуальные беседы. Дополнить уголок информации.

Примерный план работы с родителями во второй младшей группе Дата Тематика Формы проведения Ответственные Отметка о проведение Сентябрь «Новый учебный год» Характеристика возраста и особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание на тему «Слово на ладошке»
Опубликовано: 21 октября 2013 в 09:14
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание на тему «Слово на ладошке»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Евлеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД