Ольга Евлеева
Родительское собрание на тему «Слово на ладошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Слово на ладошке»
Форма проведения: Родительское собрание
Аудитория: Родители первой младшей группы, воспитатели
Количество участников: Родители 15 человек,воспитатели 2 человека
Задачи:
1. Дать родителям знания об особенностях развития речи детей третьего года жизни.
2. Ознакомить с системой работы в ДОУ по созданию развивающей речевой среды.
Публикация «Родительское собрание на тему „Слово на ладошке“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
3. Обучать способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи.
Ожидаемые результаты: Через интерактивные игры и упражнения сплотить родителей для дальнейшей совместной деятельности.
Информационное – техническое обеспечение:
1. Оформление стенда «Для вас, родители» : «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни»; «Почему малыш не говорит» и т. д.
2. Изготовление пригласительных билетов в виде ладошек.
3. Подготовка компьютерной презентации, фотоальбома.
4. Подготовка крылатых выражений: «Речь – показатель ума»(Сенека.)
«Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна»
5. Организация выставки детских книг.
6. Составление памятки «Заучиваем стихи с малышами».
Материалы и оборудование: Компьютер, подбор оборудования и материала для игр с родителями : зонтик, карточки, подносы с манкой, пластилин, наборы пуговиц, силуэты из картона, наборы прищепок, разные виды театров.
Логика проведения:
1. Вступительная часть
2. Компьютерная презентация «Развивающая речевая среда в первой младшей группе «Колобок»
3. Теоретическая часть: особенности развития речи детей третьего года жизни
4. Практическая часть: игры, упражнения, тренинг
5. Заключительная часть
1. Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем – развитие речи детей третьего года жизни.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.
Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывает, слушать и т. д.
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др.
Играйте с ребё нком в различные развивающие игры:сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером, речевые (правильное произношение звуков, театрализованные с использованием кукол и др.
Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребёнок должен слышать чёткую правильную,неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.
2. Компьютерная презентация «Развивающая речевая среда в первой младшей группе «Колобок».
Презентация знакомит родителей с системой работы педагогов в данном направлении.
3. Теоретическая часть.
Ведущий предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне.
Для этого надо объединиться в группы по два-три человека. Каждая группа получит задание : из трёх вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей третьего года жизни нужно выбрать один и прокомментировать его.
Показатели речи детей этого возраста:
- развитие голосовых реакций, подражания;
-понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ);
-понимание, подражание, пассивная речь.
Условия для развития речи :
-уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых;
-обучающее и воспитательное воздействие;
-собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.
(все ответы правильные.)
Показатели речевого общения ребё нка:
-понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;
-слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ)
-по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.
Словарный запас ребёнка :
-100 слов;
-300 слов;
-1200-1500 слов (правильный ответ).
Особенности словарного запаса :
-использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё не велик);
-отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов (правильный ответ);
-использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.
Особенности звукопроизношения:
-правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных (р,л); может заменять (ш) на (с, (ж) на (з, (ч) на (т) (правильный ответ);
-правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых (л) и (р);
-речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно.
4. Практическая часть.
Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.
Ведущий обращается к родителям : «Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию, В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной-благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».
Одновременно в игре участвуют 10-12 человек.
Неблагоприятные факторы.
1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т. д.).
2. Замена общения просмотром телевизионных передач.
3. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующие возрасту ребёнка.
4. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.
Благоприятные факторы.
1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком
2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.
3. При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистами.
4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.
Учё ные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами.
Ведущий предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым,а кто ребёнком. Затем организует игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
«Рисуем стихи».
Каждая пара получает поднос (30-40 см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождём по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а затем ребёнок рисует, затем ребёнок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Пластилиновая сказка».
Каждая пара должна слепить сказку «Колобок» : ребёнок лепит колобка, домик,деревья,деда и бабу. В процессе взрослый стимулирует действия ребёнка, рассказывает ему сказку.
«Забавные прищепки».
Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребёнку подумать, на что или на кого похож каждый силуэт, и с помощью прищепок завершить образ (например, «солнышко» ,«ёжик», «ёлочка», «жучок»).Во время работы ребёнок говорит, что он делает, называет части создаваемого предмета и их признаки.
«Пуговичный теремок».
Каждая пара получает набор разноцветных пуговиц разного размера и формы. Взрослый предлагает ребёнку выложить домик (для образца можно использовать картинки) и голову любого персонажа (мышки, лягушки, зайца, волка, лисицы, медведя).При этом взрослый рассказывает сказку. Затем родители меняются ролями.
«Театрализованные игры».
Каждой паре предлагают использовать разные виды театров и дают задание проиграть определённый сказочный эпизод. Игру начинает взрослый, а продолжает ребёнок. В ходе игры взрослый задаё т вопросы: «Какую песенку пел колобок?», «Что было дальше?», «Что сказала внучка Жучке?», «Как лягушка позвала зайчишку в теремок?».И т. д.
Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»
Ведущий предлагает четырём родителям перевоплотиться в детей, а сам становится их мамой.
Жили-были дед да баба
(Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой)
На полянке у реки.
(Козырьком прикладывают руку ко лбу-смотря вдаль.)
И любили очень, очень
(Гладят живот.)
На сметане колобки.
(Пальцами рисуют в воздухе круг.)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
(Кулаками «месят» тесто.)
Ну а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
(В ладонях «перекатывают»колобок.)
Вышел ровный,
(Горизонтальный взмах одной рукой.)
Вышел гладкий,
(Горизонтальный взмах другой рукой.)
Не солёный и не сладкий,
(Грозят указательными пальцами обеих рек.)
Очень круглый,
(Пальцами рисуют в воздухе круг.)
Очень вкусный.
(Гладят живот.)
Даже есть его нам грустно!
(Хлопок в ладоши.)
Ведущий рекомендует проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя
знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.
5. Заключительная часть.
Подводится итог: чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздают памятки «Заучиваем стихи с малышами» и рекомендуют посетить выставку детских книг, которая организована в группе.
Памятка
«Заучиваем стихи с малышами»
Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.
Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.
-Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.
-Сначала прочитайте два-три стихотворения.
-Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.
-Покажите, как можно связать стихотворные строки с движением рук и пальцев.
-Повторите все движения вместе с ребёнком.
-Хвалите малыша, даже если у его получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.