Анастасия Тарханова
Родительское собрание «Семья — основа воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тарханова Анастасия Алексеевна
Родительское собрание «Семья — основа воспитания»
Родительское собрание во второй младшей группе «Зайчики» на тему: «Наша дружная семья».
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
(Л. Н. Толстой)
Форма проведения: Семейная гостиная.
Публикация «Родительское собрание „Семья — основа воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Цель: привлечь внимание к семье, показать ее ценность для каждого человека; показать важную роль семьи в воспитании ребенка, значимость семейных традиций и ценностей, вызвать положительные эмоции.
Задачи: способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях в воспитании детей; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч. Обогащение семейных отношений опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения. Укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Материал и оборудование: Теоретический материал к собранию;, буклеты, карточки с вопросами, текст песни, детские ладошки, цветные карандаши, ручки, фломастеры, чаши по количеству родителей, сосуд с сердечками, материал для мастер класса.
Ход мероприятия:
- Добрый вечер, уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас на нашей встрече в семейной гостиной, которую мы назвали «Наша дружная семья!». И сегодняшний наш разговор пойдет о роли семьи в воспитании и формировании личности ребенка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи, ребенок не будет счастлив, здоров. Каким должен быть этот союз? Что мы взрослые можем сделать для детей, чтобы их жизнь была радостной и счастливой? Об этом и пойдёт речь на нашей встрече.
Понятие «семья».
- Как вы думаете, что такое «семья»?
( предполагаемые ответы:
Семья - это, где тебя любят.
Семья – это души огонек.
Семья – это близкие люди.
Семья – это вера, надежда, любовь.
Семья – это любящие люди, поддерживающие друг друга в трудную минуту.
Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен.
Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда поймут.
Семья – главней всего на свете.
Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.
Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть теми, кто мы есть в истинном лице. Для созерцания этого богатства требуется большой труд и душевные силы.
Семья – это гармония нашей защищенности от “ударов” внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках.
По мнению детей и родителей, семья – это место, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Это самое ценное, что у нас есть.
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья» - это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми.
С давних пор о семье говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.
• В гостях хорошо, а … (дома лучше)
• Не красна изба углами, а … (красна пирогами)
• Каково на дому, таково и … (самому)
• Дети не в тягость, а … (в радость)
• Когда семья вместе, и … (сердце на месте)
• Всякой матери свое. (дитя мило)
• На свете все найдешь, кроме … (отца и матери)
• Мать кормит детей, как … (земля людей)
• Нет для человека добрее … (отца с матерью)
• Семья – это … (семь я)
Сейчас я предлагаю вам послушать рассказы детей о семье. (видео)
А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (ответы)
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. В семье ребёнок проводит большую часть своего времени, а детский сад является помощником в вопросах развития и воспитания детей. Это написано в законе РФ «Об образовании».
Уважаемые родители! Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на формирование его системы ценностей. Семья для ребенка – это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Семья влияет на развитие личности ребенка. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Именно поэтому, я решила уделить этой важной теме особенное внимание.
Понятие о семейном воспитании.
По-научному, семейное воспитание – это воздействия на ребенка со стороны членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.
Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и тормозить негативные проявления. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребенок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребенка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких.
Давайте разделимся на 2 команды проведем блиц-опрос. Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:
I команда -
1. В моей семье было важно…
2. Если дети в нашей семье капризничали, то родители…
3. В моей семье было запрещено…
4. Свободное время в моей семье посвящалось…
5. Какие ценные качества Вы взяли из своей семьи для воспитания своих детей?
II команда –
1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку …
2. Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал …
3. В хорошей семье всегда …
4. Нельзя прожить без …
5. Если бы я все мог, то …
Цель семейного воспитания - заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребенка (игры, домашнего труда, учебы и т. д., постепенное увеличение информации и усложнение ее содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста).
Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют разнообразные вопросы дошкольника, его желание побольше узнать о происходящем вокруг.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
- Как вы считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей? (ответы)
Правила общения в семье.
• Начинать утро с улыбки
• Не думать о ребенке с тревогой
• Уметь «читать» ребенка
• Не сравнивать детей друг с другом
• Хвалить часто и от души
• Отделять поведение ребенка от его сущности
• Испытывать радость от совместной с ребенком деятельности
Теперь давайте поговорим о семейных традициях:
- Что, по-вашему входит в понятие «семейные традиции»? (ответы)
- Какие семейные традиции есть в вашем доме? (ответы)
- Оказывают ли семейные традиции на воспитание ребенка? (ответы)
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка? (ответы)
Семейные традиции - это не только праздничные ритуалы. Не менее важными являются трудовые, спортивные и другие традиции - всей семьей делать еженедельную генеральную уборку квартиры, в выходные дни отправляться в турпоходы, на экскурсии и т. д.
Мы с нетерпеньем ждем предстоящих выходных дней, когда можно будет отдохнуть от тяжелых будней, от работы, заняться своим любимым делом, пообщаться с детьми. Вообще, выходной день - это возможность для более длительного общения родителей и детей. В общем, у каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. А у кого их нет, то еще не поздно их создать – интересно и весело провести их со своей семьей. Ведь отлично проведенные выходные не только способствуют сплочению всех членов семьи, но и помогают понять ребенку, как он важен для родителей.
Предлагаю вашему вниманию работы, которые вы нам сделали на тему «Наша дружная семья»
(просматривание работ, обсуждение)
А сейчас предлагаю небольшую разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
Послушай, вот моя семья : дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад и чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому, два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка, а самый младший – я.
Какая же у нас семья? ( 6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка.)
- А, сейчас я предлагаю вам все вместе спеть «Песенку о нашей семье».
(совместное исполнение песни под музыку из кинофильма «Где-то на белом свете». (слайд)
Предлагаю упражнение для родителей «Ладошка».
Каждый участник на отдельном листочке обводит контур своей ладони. На каждом пальчике напишите, какие качества вы цените в своем ребенке…Любые положительные качества ребёнка - доброжелательность, честность, правдивость и др. - если они проявляются повседневно, (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми и незнакомыми, становятся в итоге чертами его характера.
Эта закономерность позволяет вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.
Какая семья, такой и растущий в ней ребенок.
Помните об этом, уважаемые взрослые! Ведь «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому!»
Пусть в жизни у ребят будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастит ваш ребенок.
И в завершение нашей встречи возьмите себе на заметку памятки по созданию благоприятной семейной атмосферы и рекомендации по сохранению психического и физического здоровья детей.
А еще я хочу вам подарить ромашки – символы семьи, сделанные совместно вашими детьми.
- Большое спасибо родителям за участие. Мы верим, что наши воспитанники, став взрослыми, создадут семьи, основанные на дружбе, любви, уважении друг к другу. Я желаю вам счастья и всего самого светлого и доброго в ваших семьях! До новых встреч! Спасибо за внимание!
7. Рефлексия.
Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта чаша. Представьте, что эта чаша – душа ребенка. У каждого из вас есть сердечки – напишите черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (кладут сердечки) Чтобы эта чаша не разбилась, взрослые, которые окружают ребенка должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.