Ольга Бурых
Родительское собрание в детском саду «Семья и ее роль в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в детском саду
«Семья и её роль в воспитании детей»
Форма проведения: игра-диспут.
Публикация «Родительское собрание в детском саду „Семья и ее роль в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
План проведения:
1. Вступление.
2. Введение в проблему (раскрытие темы).
3. Принципы влияния родителей на ребенка.
4. Принципы построения общения с ребёнком.
4. Упражнение «Семейные заповеди».
5. Подведение итогов анкетирования.
6. Упражнение "Закончи предложение" (или «Острое блюдо»).
7. Педагогические ситуации.
8. «Шпаргалка для родителей» с раздачей буклета.
Ход мероприятия:
Ведущий
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать у себя в гостях.
Вступление:
Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания.
Именно для этого мы сегодня свами собрались, надеемся, что наше общение окажется для вас полезным и информативным.
Введение в проблему:
«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т. е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения.
Ведущий
Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие. Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.
Поскольку форма нашей встречи носит информационно-просветительский характер, мы, учитывая сложность восприятия педагогической информации, приготовили несколько презентаций, видео-роликов.
Для начала мы хотели бы напомнить вам несколько принципов влияния родителей на ребенка. А так же несколько принципов построения общения.
• Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения, но большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты "чтением морали" своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.
• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребёнком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком.
• Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии.
• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители.
• Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.
Мы с Вами ознакомились с принципами, помня которые, вы научитесь правильно общаться со своим ребёнком. А теперь давайте предоставим слово родителям.
Упражнение "Семейные заповеди"
Родители составляют небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.
Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями других.
Вопрос для анализа: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?»
Подведение итогов анкетирования. Приложение 1.
Упражнение «Закончи предложение» (или «Острое блюдо»).
Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
«Общение с ребенком – это…»
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Если я вижу, что моего ребенка обижает сверстник…
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
«У нас в семье «наказание-поощрение» -…» (если затрудняетесь продолжить – разбейте высказывание на части).
«Педагогические ситуации».
Родителям предлагается насколько ситуаций, которые они должны прокомментировать. Заранее с детьми данные ситуации тоже обсуждаются и затем водео-ролики просматриваются с родителями.
Ситуация 1.
Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.
Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.
– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
? Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).
Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.
Ситуация 2.
Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает:
– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!
И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.
? Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
Вывод: В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи…
Ситуация 3.
Маша (6 лет) играет в своей комнате. В процессе игры она раскидывает игрушки: посудку, конструктор, кубики, кукол.
Мама готовит на кухне обед.
- Идем кушать, Маша. – говорит мама. – Убирай игрушки, мой руки и за стол.
Маша оставляет все как есть и уходит кушать.
- Мамочка, ты такой вкусный суп сварила! Можно мне добавки? – просит Маша.
- Конечно можно. А я пока пойду разберу кроватку для сна. – отвечает мама и уходит в детскую.
В комнате она видит разбросанные игрушки, но дочка так хорошо сидит кушает, что маме не хочется ее отвлекать. Она сама убирает игрушки и разбирает для дочки кроватку. В комнату вбегает Маша:
- Спасибо мамочка! Все было очень вкусно! Я съела все!
- Умница ты моя! А теперь спать!
И Маша с мамой ложатся на дневной сон.
? Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
Ситуация 4.
Мама Андрея общается с сыном так, как будто у него есть в наличии, уже сформированы позитивные, сильные стороны личности и характера. Поэтому она строит свое общение с ним так: «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я же знаю, что ты добрый и честный. Поэтому завтра отнеси ее детям, они ведь тоже хотят поиграть с ней». А вот мама Коли в похожей ситуации говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!».
? Вопросы для родителей: В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?
Ведущий: Конечно, спорных ситуаций в нашей жизни и воспитании возникает огромное количество, и мы желаем Вам находить как можно больше продуктивных выходов из них. Так же мы подготовили для вас небольшие памятки, которые, надеемся, вам помогут. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Ведущий:
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.
Приложение № 1
1. Уважаемые родители!
К родительскому собранию по теме просим вас заполнить предлагаемую анкету.
Спасибо за сотрудничество.
1. Что, по вашему мнению, вкладывается в понятие «родительский авторитет»?
2. Какими методами вы добиваетесь послушания своего ребенка?
3. Каким образом вы наказываете своего ребенка?
4. Как поощряете?
5. Какие вы испытываете трудности в воспитании своего ребенка?
6. Как вы считаете, пользуетесь ли вы авторитетом у своего ребенка?
2. Выберите (отметьте «галочкой» или подчеркните) правильный ответ:
1. Знаете ли вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?
- Да
- Нет
2. Какой вопрос вы задаете ребенку по возвращении его из дошкольного учреждения?
- «Чем вас сегодня кормили?»
- «Что интересного было в детском саду?»
- «Что ты сегодня натворил?»
3. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?
- «Я много об этом читал, знаю многое»
- «Я мало, что знаю об этом»
- «Не знаю ничего»
4. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?
- «Да, знаю»
- «Знаю, но хотелось бы знать больше»
- «Не знаю ничего»
5. Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?
- «Да, он необходим»
- «Нет»
6. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?
- «Да, это единственный способ воздействия на ребенка»
- «Да, но я избегаю этого»
- «Нет, это неверно»
3. Заполните, пожалуйста, таблицу:
Варианты ответов:
А - «Да, почти всегда»
Б - «Иногда»
В - «Может быть»
Г - «Нет, почти никогда»
Все ли вам нравится в своем ребенке?
Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?
Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
Поправляете ли вы речь малыша?
Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
Хвалите ли вы малыша?
Смеетесь ли вы вместе с ним?
Отводите ли вы время для чтения ребенку?
Часто ли вы обнимаете ребенка?
Играете ли вы вместе?
Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
Знаете ли вы любимую сказку?
Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулку?
Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные подвижные игры?
Приложение 2.
«Шпаргалка для родителей»
Уважаемые родители: есть ли среди Вас такие, кому не нравятся черты характера вашего ребенка?
Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей?
Как решить проблему:
• Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
• Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какими-то своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления.
• Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок "упрямый, настырный". Если причина упрямства – не вы, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт? • "Обратной стороной медали" могут оказаться такие черты, которые желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, дошкольник, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен с вещами. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он все время что-то придумывает, а беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.
• Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка, осознайте их значимость и ценность.
Если вы не уверены в возможностях ребенка:
• Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками.
Родителей пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
Как предотвратить проблему:
• Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
• По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом, постарайтесь записать то, что видите.
• Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности.
• Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
• Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
• Постарайтесь избавиться от высказываний типа: "У тебя не получится", "Ты не сумеешь".
• Замените их конструктивными фразами: "Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего ты начнешь?"; "Ты пробовал построить башню из книг, и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?"
• Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.
• Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая положительные черты его характера.
Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.