валентина каширина
Родительское собрание «Роль родителей в гендерном воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы попробовать разобраться, что же такое гендерный подход и зачем он нужен? «Гендер» - это социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей в современном обществе. Сегодня стало трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый, мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, девочкам не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу и ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности. Это даёт мужчинам и женщинам возможность по–новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в первую очередь, в семье. В этом процессе ошибочными являются наиболее распространенные подходы: подача ложных представлений и подавление проявлений сексуального развития, что является следствием некомпетентности взрослых, которая может проявляться в следующих моментах: незнание особенностей психосексуального развития ребенка; неадекватная реакция на проявление психосексуального развития; неадекватные установки взрослого на взаимоотношения полов. В процессе полового воспитания, очень часто родители совершают следующие ошибки: зажим естественных реакций, что приводит к развитию холодности и излишней рассудочности; излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, что препятствует приобретению необходимых навыков общения; подавление интереса к противоположному полу; сглаживание половых различий, сокрытие истинной информации.
Публикация «Родительское собрание „Роль родителей в гендерном воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для понимания своей половой идентичности, является четвертый год жизни. К 3-4 годам ребенок знает, кто он, но еще не четко осознает, каким содержанием наполнить это знание. Понимание приходит к нему под непосредственным и косвенным воздействием родителей и других близких взрослых. В норме идентификация идет с родителем того же пола, что и ребенок. Ребенок начинает подражать всему, как полезному, так и вредному, перенося это в свои игры. Дети копируют родительское отношение к миру. Половая роль обуславливает и выбор игр, интересы, мечты, манеру поведения. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед своим ребенком весь спектр возможностей среды и направить его усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Однако, для развития игры недостаточно только наличие огромного числа игрушек, необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети могли бы отражать в своей игре. Особая роль отводится чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). Необходимо рассказывать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин, помогать осознать их значимость в семье. Важно не уставать повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называть их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы. Для того, чтобы игра развивалась, взрослым необходимо способствовать развитию воображения у детей. Воображение развивается не само собой. Существуют некоторые приемы развития воображения у детей, которые способствуют усвоению гендерных различий между людьми:
1. Увеличение – уменьшение. (Дюймовочка, мальчик с пальчик, Гулливер. Что бы ты сделал если бы стал таким)
2. Добавление одного или нескольких свойств человеку (Если бы у тебя выросли крылья как у орла, перья, острое зрение)
3. Исключение некоторых качеств человека (Как бы жил человек, который никогда не спит, не чувствует боли)
4. «Кино без звука» : выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов.
Необратимость половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно, дети должны осознать к 7 годам. Если этого не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании уже трудно. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу и чувство неловкости. Поэтому для того, чтобы половая идентичность была сформирована, общаться и играть с детьми нужно начинать своевременно. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка. Мы надеемся, что вы провели время с пользой. Узнали что-то новое, может даже немного неожиданное. Всегда помните, что ребенок должен получать удовольствие и радость и быть уверенным в успехе. В каждом случае стремитесь вызвать как можно больше положительных эмоций. Меняйте свою жизнь! И доброго вам пути!