Ольга Затонская
Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей».
Задачи:
-раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера»;
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
-акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
-стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;
-организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
-способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.
Участники: родители.
Ведущий:педагог-психолог.
Количество участников-15-17 человек.
Оборудование: магнитная доска, листы бумаги, бланк «Негативные родительские установки», памятки «Портрет психологически здорового ребенка» и «Принципы общения с ребенком».
Ход собрания
1. «Уважаемые родители! Наверняка каждый из вас хотя бы раз видел социальную рекламу, в которой наглядно демонстрируется, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям - растет психологически здоровый человек.
Для психологического комфорта малыша важны:
-Эмоциональное самочувствие- ощущение и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни;
-Эмоциональное благополучие- показатель оптимального общего развития ребенка и его психического здоровья.
Эмоциональное благополучие складывается из адекватного проявления ребенком эмоций (удовольствия, неудовольствия, переживания внутреннего спокойствия (отсутствие внешней угрозы, успеха или неудачи в достижении целей, комфорта при взаимодействии с окр. людьми, положительной оценки результатов деятельности ребенка».
2. Приветствие-знакомство.
«Тема нашего разговора сегодня- роль семьи в сохранении психологического здоровья детей. Прежде чем начать, давайте познакомимся и поприветствуем друг-друга. Назовите свое имя и качество, которым вы обладаете, начинающееся на первый звук вашего имени: «Я-Ольга, общительная». Затем психолог предлагает родителям рассказать о своих детях. Каждый из присутствующих должен продолжить фразу: «Мой сын (дочь) лучший (ая, потому что …».
3. Анализ результатов анкетирования.
Психолог проводит анализ анкетирования: «После анализа ваших ответов можно сделать следующие выводы. Участники анкетирования, считают, что нецелесообразно ярко проявлять свои эмоции и чувства и обучать детей их понимать. Вы отметили, что никогда не обозначаете свои чувства словом, на рассказываете ребенку причины, например, недовольства его поведением, т. к. считаете, что дети еще малы и не поймут, у них в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Таким образом, эмоциональное взаимодействие и самочувствие составляет проблему, которую мы будем обсуждать на собрании.
Эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок 3-7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций; у него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам; получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства. Эмоции –это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
4. Обсуждение с родителями.
«Что, по вашему мнению, оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка (ответы родителей).
«Давайте обратимся к факторам, оказывающим влияние на психическое здоровье детей :
-психологический климат семьи;
-особенности семейного воспитания (непоследовательность, нет точки соприкосновения между взрослыми в воспитательном процессе);
-нарушение в сфере детско-родительских отношений (отсутствие внимания, принятия ит. д.).
Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый родитель должен знать признаки такого состояния.
5. Работа в группах.
«Мы сейчас разделимся на группы, и каждая постарается определить признаки стрессового состояния ребенка. Перед вами контрольный вопрос : Как может проявляться стрессовое состояние у ребенка? (каждая группа через 5 минут озвучивает выбранные признаки).
Общий итог записывается на ватмане:
-трудности с засыпанием, неспокойный сон;
-частая усталость;
-участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки)
-невнимательность, рассеянность;
-беспокойство, непоседливость;
-частое проявление упрямства, капризов;
-навязчивые привычки- сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;
-стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
-стремление к уединению;
-невротические проявления - моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.
-дневное или ночное недержание мочи.
«Действительно, все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок может находиться в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия». Высказывания, реплики родителей в адрес ребенка могут повлечь за собой негативные последствия.
6. Обыгрывание проблемных ситуаций.
«Работа над собой и воспитание ребенка- сложные процессы, которые требуют от взрослого терпения и мудрости. Я предлагаю вам рассмотреть некоторые жизненные ситуации и найти правильное педагогическое решение. Для этого мы разделимся на две группы- «родители» и «дети».(группы работают одновременно, каждая- со своим заданием).
Задание для работы: найти выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.
1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
(Родители высказываются, психолог подводит их к выбору наиболее оправданного варианта ответа. Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой»).
2. У вас важный разговор с подругой. Ребенок постоянно вас перебивает.
( Правильное решение: «Я понимаю, что тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что-нибудь для меня, я скоро освобожусь и мы поиграем»).
3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
( Правильное решение: «Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь?»)
4. Время обеда, ваш ребенок играет на компьютере и еще не ел: «Мам, ну я не хочу. Я не доиграл в игру».
( Правильное решение: «Хорошо, если ты сейчас не голоден, я поставлю твою порцию в холодильник, а потом ты ее сам разогреешь и поешь. Только мне бы очень хотелось пообедать вместе с тобой».)
Задание для «детей» : сформулируйте советы (можно в виде письма) для своих родителей, используя памятки «Портрет психологически здорового ребенка» и «Принципы общения с ребенком». Работа выполняется коллективно.
Пример одного из вариантов, предложенных родителями :
«Мамочка и папочка, мне бы очень хотелось, чтобы вы ласкали и обнимали меня много-много раз в день. Вечером я хочу разговаривать и играть с вами, ведь это так весело. И еще: если вы обещаете что-то, то выполняйте, а то я перестану верить вам. И если у вас неприятности и плохое настроение, скажите мне, и я пока поиграю один, а потом пожалею вас. Не говорите мне, что я плохой, а лучше скажите, что верите, какой я хороший. Тогда мне будет спокойно, я буду любить себя тоже».
7. Заключительная часть.
«Одно из условий полноценного развития ребенка- психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Уважаемые родители, наша встреча подходит к концу. У меня в руках игрушка. Я прошу каждого из вас, передавая ее друг другу, высказаться по следующим вопросам:
-насколько полезна и значима информация, полученная на собрании?
-Что нового вы узнали?
-Понравилась ли вам такая форма работы?