Дина Фомина
Родительское собрание «Подготовил руку — готов к школе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание по вопросам подготовки руки дошкольника к письму «Подготовил руку - готов к школе!»
Тема: «Подготовил руку - готов к школе!»
Цель: расширить и углубить знания и представления родителей о развитии у ребенка графомоторных навыков.
Задачи:
•расширить знания родителей об особенностях развития графомотоных навыков у детей;
•сформировать представление о важности подготовки руки ребенка к письму;
Публикация «Родительское собрание „Подготовил руку — готов к школе!“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
•информировать родителей об уровне и особенностях развития графомоторных навыков у их ребенка;
•формировать представление о способах развития у ребенка мелкой моторики рук, навыков ориентации в пространстве;
•обучить практическому использованию разнообразных игровых приемов развития графомоторных навыков у дошкольника.
Форма проведения: семинар-практикум.
Предварительная работа: обследование уровня графомоторных навыков у детей подготовительной группы, заполнение бланков обследования.
Оборудование и материалы:
•Компьютер, проектор, раздаточный материал (анкеты, ручки на всех участников.
•Заготовки схем «Звезда» для вышивания в технике изонить на картоне. Цветные нитки, швейные иголки на всех участников.
Продолжительность: 40 мин.
Содержание:
1. Приветствие. Раскрытие темы собрания (1-2 мин)
2. Выступление логопеда на тему «Значение и способы подготовки руки ребенка к письму» (10 мин)
3. Анализ тестов. Что уже может мой ребенок? (5 мин)
4.«Учимся, играя» - знакомимся с играми и упражнениями (5 мин)
5. Мастер класс – изонить (10-15 мин)
Ход собрания:
I. Введение
1. Приветствие. Раскрытие темы собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! По вашему запросу и по запросу воспитателя группы, сегодняшнюю встречу, мы посвятим, вопросам подготовки руки ребенка к письму.
По результатам обследования из 20 детей нашей подготовительной группы только у пятерых – 20% уровень подготовки руки к письму соответствует норме. Уровень их развития уже позволяет говорить о том, что к письму ребята готовы. Но остальные 15- 80% ребят имеют те или иные проблемы с мелкой моторикой рук, развитием графомоторных навыков, вплоть до неспособности правильно удерживать карандаш.
Важность проблемы усиливается ввиду того, что на следующий год детям идти в школу. А при поступлении в школу нагрузка на ребенка увеличивается в несколько раз. И кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать непослушный карандаш. Слабые, неподготовленные пальчики быстро устают, а учитель делает замечания по поводу очень уж неаккуратного почерка. Это приводит к негативному отношению к учебе, тревожным состояниям. Поэтому, постепенная подготовка к письму ребенка просто необходима.
II. Основная часть
1. Выступление логопеда на тему «Значение и способы подготовки руки ребенка к письму»
(Логопед сопровождает выступление презентацией).
Что такое графомоторный навык? Э положение и движения руки во время письма, рисования пишущим предметом. (Слайд 2.)
Письмо – это сложный, включающий выполнение тонких координированных движений руки навык. Овладение письмом – долгий и трудный процесс, который не всем дается легко. (Слайд 3.)
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому подготовка к письму это развитие у детей:
•Мелкой моторики пальцев рук (сила пальцев, быстрота и скоординированность их движений);
•Ориентации в пространстве и на листе бумаги;
•Навыка пользование карандашом (правильное удержание, обводка по контуру, штриховка, рисование линий).
Давайте сначала посмотрим, что могут, а с чем не справляются наши детки.
2. Анализ бланков обследования.
Логопед раздает родителям бланки обследования их ребенка (Приложение 1.)
Мы провели диагностику по основным параметрам, которые должны быть сформированы у ребенка старшего дошкольного возраста.
Сначала, важно убедить, что ребенок понимает предлоги и ориентируется в пространстве. Ориентировка в пространстве предполагает знание правой и левой руки, правой и левой стороны. Так же ребенок уже должен понимать и ориентироваться в зеркальном отображении и понимать где правая и левая сторона человека, сидящего напротив (или изображенного на рисунке). Понимать конструкции «справа от…», «слева от…». Важно также, ориентироваться на листе бумаги и уметь определять, где правая верхняя сторона листа, нижняя левая и т. п.
Самое сложное и показательное задание – это графический диктант. Задание показывает умение ориентироваться на листе бумаги и уровень владения карандашом. При этом отмечается четкость линий, способность вести линию по контуру и умение отсчитывать верное количество клеточек.
Теперь вы видите, какие проблемы есть у вашего ребенка, знаете, над чем нужно работать. Давайте обсудим, как над этим работать.
3. Беседа на тему «Игры для развития моторики рук»
Как вы думаете, какие игры, и виды детской деятельности способствуют развитию моторики рук? Предложите свои варианты любых игр, кроме вариантов работы с карандашом.
Родители отвечают на вопрос, предлагают свои варианты. Затем логопед демонстрирует презентацию. (Слайды 4-5.)
Для развития моторики рук подходят следующие игры и виды деятельности:
•Пальчиковая гимнастика;
•Лепка;
•Вырезание ножницами;
•Игры с конструктором и мелкими предметами;
•Оригами;
•Шитье, вышивание, вязание, плетение и т. п.
•Пазлы;
•Шнуровка.
Когда пальчики стали достаточно окрепшими и ловкими можно приступать к работе с карандашом. Но писать буквы, мелкие завитушки еще рано. Нужны дополнительная подготовка руки именно к работе с карандашом.
4. Беседа на тему «Игры и упражнения с карандашом»
Какие игры с карандашом, кисточками, ручкой предложите вы?
Родители отвечают на вопрос, предлагают свои варианты. Затем логопед демонстрирует презентацию. (Слайд 6.)
Перед тем как научиться писать мелкие, аккуратные, ровные буквы и цифры нужно потренироваться:
•Раскрашивать, не заходя за контур;
•Штриховать предметы в разном направлении (не двигая лист);
•Обводить трафареты;
•Обводить линии по контору (работа в прописях);
•Дорисовывать детали;
•Срисовывать с образца.
Научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги для ребенка тоже может оказаться непростым делом. Чтобы лучше понять каково приходится ребенку, попробуем выполнить задание, которое называется НЛП.
5. Упражнение «НЛП»
На доске записаны буквы ВНПЛ. Эти буквы нужно назвать, но при этом, выполнить то действие, которое они обозначают. «В» - поднять руки вверх. П – поднять правую руку. Л – левую руку. Н – опустить руки вниз. Сделать это нужно как можно быстрее, но без ошибок.
Пример строчки: П Л В Л Н В Н П Л
Несколько родителей по очереди выполняют задание.
Не так уж это и просто! Ребенок испытывает нечто подобное, когда от него требуют писать слева на право буквы, направленные то вправо, например Б, Г, то направленные на лево, например У, Ч. Недостатки зрительного восприятия, нарушения пространственной ориентировки могут привести к нарушению письма. (Слайд 7.)
Поэтому перед школой, перед тем как учить ребенка писать буквы, нужно научить его хорошо знать, где правая и левая рука, правая и левая сторона.
Если ребенку сложно запомнить, где правая рука, подвяжите ему красную ленту или оденьте браслет. Пусть ходит в нем всю неделю, пока четко не запомнит правую и левую руки.
Также учим ориентироваться на листе бумаги и находить верхний правый угол листа, нижний левый и т. п. (Слайд 8.)
Также полезны лабиринты и графический диктант.
6. Игра «Муха»
Давайте теперь поиграем сами и проверим свои способности в пространственной ориентировке. (Слайд 9.)
Эта игра называется «Муха». Перед нами поле три на три клетки. В первой клетке сидит муха. Она может передвигаться в любом направлении в поле. Для игры с детьми, можно оставить поле перед глазами и начинать игру с поля в 4 клетки. Но мы будем играть мысленно. Представьте себе поле и по очереди передвигайте муху. Главное, чтобы муха не вышла за поле.
Участники собрания играют в игру «муха».
Существует много способов развития графомоторных навыков, главное, чтобы эти способы нравились детям, не вызывали переутомления, приносили радость. Предложите ребенку несколько занятий, пусть выберет то, что ему больше понравится.
А вам я хочу предложить еще один вариант занятия, которое поможет развить у ребенка и моторику рук, и ориентировку в пространстве – вышивание в технике «изонить». (Слайды 10-11.)
Изонить (ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн) – это техника вышивания фигур изображений с помощью иглы и ниток по схемам. Работа с иглой, требующая ловкости, зрительно моторной координации, поможет в развитии у ребенка моторики рук. Несмотря на кажущуюся сложность, самые простые схемы могут выполнить даже дети. Предлагаю вам вышить звезды по предложенным схемам.
(Слайд 12.)
Мастер-класс «Вышивание звезды в технике изонить»
Родители получают одну из схем вышивания звезды на картоне, цветную нить и иглу. Логопед объясняет, как работать по схеме. Второй комплект схем родители забирают домой для детей.
III. Заключение
На этом наше собрание подходит к концу. На флешки вы можете скопировать презентацию и подготовленные для вас материалы. Задавайте ваши вопросы.
Литература
1. Родительские собрания в начальной школе/Н. В. Лободина. – М. : изд-во «Учитель», 2008 г.
2. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — СПб. : Издательство «Питер», 2007.
3. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т. Н. Зенина. — М. : Педагогическое общество России, 2007.