Дворцова Екатерина
Родительское собрание по экономическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе
Родительское собрание в младшей группе
«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста». (Вводное собрание).
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание по экономическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
• познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
• расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Материалы: на столах таблички с названиями столов, меню с «блюдами» (вопросы каждого раздела, карточки с профессиями, картинка шкафчика и одежды, карточки для ленты времени происхождения денег, коллекции денег.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Сегодня наше родительское собрание посвящено вопросам «Экономического воспитания детей дошкольного возраста». Попробуем выяснить и понять, в чём заключается актуальность включения основ экономического воспитания в образовательный процесс на уровне дошкольного образования.
Здесь сегодня собрались те, кто больше всего заинтересован в том, чтобы его ребенок в жизни был каким? (успешным, уверенным, самостоятельным, защищённым, много знал, умел. Чтоб его никто не смог обмануть, одурачить). (слайд - картинка успешного человека). Чтоб жизнь ребёнка в будущем была комфортной, обеспеченной. А возможно такого мальчика/девочку воспитать? Конечно возможно.
Но что для этого нужно? (понимание и знание того, что я должен сделать, чтоб мой ребёнок был успешным? Когда я должен это сделать? А как я это должен сделать.) Вот главные вопросы. Что? Когда? Как? И нас, как педагогов, эти вопросы тоже интересуют и волнуют.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Но экономическая деятельность – одна из жизненно важных сфер, в которую ребёнок погружается с малых лет. Как это происходит? Вы с ребёнком идёте в магазин, выбираете товары, продукты, приобретаете их. Или вы вместе решаете: эту вещь отремонтировать или выбросить; выходя из дома вы вместе выключаете везде свет, бережёте воду. Когда ребёнок слышит рекламу и просит купить ему эту игрушку. Вот так «спонтанно» ребёнок погружается в экономику. Безусловно огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
Как вы думаете почему дитя в магазине, не получив «желаемого» начинает падать на пол, громко топать ножками, закатывать истерику, может кто-то из вас с этим сталкивался? Почему так ведёт себя ребёнок? (у ребёнка нет опыта и понимания того, что поход в магазин нужно планировать, что есть «хочу» и есть «надо», что есть понятие семейного бюджета и из чего он складывается, почему мама приходит в магазин с запиской и покупает продукты по этой записке.) Поэтому, если мы не будем с ранних лет задавать вопросы и действовать, то мы до 20-30 лет будем получать персону, которая будет падать на пол, бить ногами или будет в кредитах, долгах и окружённая мошенниками. (слайд - картинка неудачника).
Итак, экономическое воспитание детей дошкольного возраста, оно вообще возможно или нет? Возможно и необходимо и начинать нужно как можно раньше. (слайд – понятие «экономического воспитания»). Экономическое воспитание – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры. Часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально-полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Когда? (с младшего возраста) Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно - ролевые игры.
Ну и последний вопрос «Что я должен сделать?» отразим через призму задач экономического воспитания дошкольников.
Задачи экономического воспитания дошкольников (слайд) :
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, помочь накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Поэтому об экономическом воспитании важно говорить, это поможет ребёнку строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.
Экономическое воспитание состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием) : «Полезные экономические навыки и привычки в быту», «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». (слайд – 4 раздела)
Сегодня мы хотим вам предложить посетить наше «Экономическое кафе». (слайд - изображение кафе). В нашем кафе располагаются 3 зала:
1 зал - «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
2 зал - «Труд и продукт»
3 зал - «Деньги»
Предлагаем вам выбрать зал и занять места за столами какого-нибудь зала. Занимайте, пожалуйста, ваши места за столиками. Сегодня мы с вами в форме деловой игры познакомимся с основными разделами экономического воспитания.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Приветствую вас за столом одного из залов нашего кафе под названием «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Предлагаю вашему вниманию наше меню. Первое: «Когда начать воспитывать в ребёнке экономические полезные привычки и навыки?»; второе : «Как воспитать в ребёнке экономические полезные привычки и навыки, облегчающие жизнь?» Третье: Какие полезные экономические навыки и привычки в быту мы воспитываем? .
Для детей младшего возраста данная тема является стартовой в экономическом воспитании. С чего начинается воспитание полезных привычек и навыков? Что в мире ребёнка младшего возраста? (это его одежда, его игрушки). Поэтому в первую очередь мы начинаем: это бережливое отношение к одежде. Как? В младшей группе учим ребёнка правильно складывать одежду в шкафчике, приучаем вместе рассказываем и показываем (картинка показать шкафчик, предлагаем родителям разложить вещи ребёнка, что-где лежит). Как разложим вещи? Родители раскладывают. Далее как правильно развесить одежду на стульчике, когда укладываешься спать. Бережливое отношение к игрушкам: у каждой игрушки есть своё место. Почему игрушки в один ряд? Для чего это надо? Чтоб было понятно, что такое порядок.
В первую очередь полезные навыки и привычки усваиваются ребёнком в семье. Это то, в чём ребёнок живёт и что наблюдает. Он наблюдает маму, которая выключает свет и говорит «Будем беречь», экономит воду, аккуратно и бережно относится к вещам. Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит мимо внимания ребенка дошкольного возраста. Родители показывают детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам, к еде).
Далее, ребёнок становится старше и начинает разумно использовать материалы при изготовлении аппликаций. Как? (экономно расходовать бумагу, обрезки собираю, вдруг ещё пригодятся, рисунок (экономия краски, лепка. Используем бросовый материал для чего? (изготовления новой игры, Вместе со взрослым её изготавливают: Я могу из этого сделать игрушку, Я могу обменяться. Нас впереди ждёт такой интересный проект, где мы будем проводить акции: «Подари вторую жизнь игрушке», «Игрушки из бросового материала» .И в опыте вашей семьи и ребёнка это будет. Далее мы двигаемся дальше и уже выходим на планетарный уровень: бережливость природных ресурсов (экологическое воспитание).
Сейчас всё начинаем с малого.
Таким образом, воспитываем у детей следующие привычки:
—— бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими
другим — взрослым, сверстникам;
—— нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
—— разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски,
карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
—— экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент
никто не пользуется).
Спасибо за внимание! Предлагаю посетить другие столики нашего кафе.
Здравствуйте, дорогие гости! Приветствую вас за столом одного из залов нашего кафе под названием «Труд и продукт». Предлагаю вашему вниманию наше меню. Первое: «Почему с детьми надо говорить о труде?»; второе : «Чем профессия отличается от труда?».
Сначала мы поговорим с детьми о труде. Что такое труд? Мама готовит кушать – трудится (показ картинки, а здесь повар, тоже готовит обед, но это профессия (показ картинки). Чем отличается? (маме за это не платят, она техникум не заканчивала. Это забота. А повар учился, получил профессию, за это ему платят деньги. Этот труд – источник дохода. Это профессия.
Труд – это базовая категория. Тружусь – это хозяйственно – бытовой труд. Этому не учатся в училищах, в вузах. В младшей группе мы будем говорить о труде родителей, как мама и папа заботятся, какой результат их заботы. В детском саду о детях заботится помощник воспитателя. Она, как мама, но со всеми детьми. В средней группе мы начинаем знакомить детей с миром профессий. Говорим о том, что за труд людям платят деньги – заработную плату. Денежка за труд. И результатом труда является товар либо услуга. В каждой профессии результат бывает разный.
Скажите, пожалуйста, что такое товары? (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги? (это помощь, которую можно предоставить другому). Правильно, молодцы! Сейчас я предлагаю посетителям нашего кафе, выполнить такое задание: на столе лежат карточки с изображением людей разных профессии, распределите эти карточки на 2 группы :
1 группа-профессии, результатом труда которых является товар;
2 группа-профессии, результатом труда которых является оказание услуги.
Игра «Услуги и товары».
Здравствуйте, дорогие гости! Приветствую вас за столом одного из залов нашего кафе под названием «Деньги». Предлагаю вашему вниманию наше меню. Первое: «Откуда в семье появляются деньги?», второе : «Что такое деньги?».
Начнём с первого. Впервые с понятием «деньги» ребёнок встречается в семье. С мамой идут в супермаркет, берут продукты, за них отдают денежку. А откуда взялись у мамы денежки? (она работала). Папа работает и тоже получает денежки, бабушка и дедушка получают пенсию, старшие брат и сестра – стипендию. Так в семье появляются деньги. Для детей младшего возраста этой информации будет достаточно.
Но наши детки растут, и вместе с этим меняется содержание понятия «денег». В перспективе мы будем говорить о «деньгах», как о социальном проявлении. И мы переходим ко второму блюду «Что такое деньги?». Когда-то денег не было, был натуральный обмен. Предлагаю вам поразмышлять и разложить ленту времени возникновения денег. ( картинки: «священные» деньги, натуральные деньги, монеты, купюры, электронные деньги).
Вот, пожалуйста, с детьми можно через мультфильмы познакомиться с понятием денег, банка. (показ небольшого фрагмента мультика). Можно собрать коллекцию денег, где знакомим детей с разными купюрами разных стран. (показ коллекций) Заметьте, что на купюрах изображена какая-то историческая личность, либо событие, отражена культура страны. Т. е. деньги служат ещё и источником избыточной информации.
Таким образом, в моём зале вы познакомились с 2 блюдами, я предлагаю вам пройти в следующий зал и попробовать другие.
Родители меняются столами 3 раза.
Рефлексия.
Уважаемые посетители нашего кафе, вы побывали в наших 3 залах, познакомились и попробовали наши блюда. Какие блюда вам понравились? Что запомнилось? Что показалось вкусным?
Так будем это делать вместе? Будем вместе воспитывать успешного, деловитого, ответственного, разумного, бережливого, трудолюбивого человека – нашего ребёнка.
Мы были рады видеть вас в нашем кафе, спасибо за визит!