Надежда Григорьева
Родительское собрание по гендерному воспитанию дошкольников
Сценарий родительского собрания (воспитатель Григорьева Н. Э.)
«Родителям о воспитании девочек и мальчиков»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Форма проведения: встреча.
Публикация «Родительское собрание по гендерному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Темочки
Участники: воспитатели, родители.
Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Задания для родителей
3. Памятка «Чем отличаются мальчики от девочек»
4. Советы по воспитанию мальчиков и девочек
5. Решение собрания
Ход мероприятия
Уважаемые родители!
Наше собрание посвящено воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшнего собрания «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».
Прежде чем перейти к раскрытию темы я предлагаю ответить на следующие вопросы:
1. Нужно ли чтобы дети этого возраста взаимодействовали с противоположным полом?
2. Что рассказывает ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик.
Каждая возрастная группа детей по - разному осваивает гендерные роли.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
Ребенок 3 лет имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическе и т. д.).
В 4 – 5 лет ребенок способен обозначать свою гендерную принадлежность, аргументировать ее по ряду признаков («я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.
В 5 – 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование отдельных ее сторон уже гораздо менее эффективны.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление от своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления, эмоций, чувств, специфика гендерного поведения).
В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин.
К 7 годам дети определяют перспективы взросления в связи с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.
Задание № 1 - "Ладошки".
Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В. Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.
Задание №2 - " Девочки это:, мальчики - это:".
Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики – это… мальчики должны быть….; а родителям девочек - "девочки это -, девочки должны быть….".
Задание № 3 - "В Детском мире".
Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишк
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам,
Все что нужно для игры.
Представьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
Задание №4 «В гостях у сказки».
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.
Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов, подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.
Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:
-"мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
-"женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
-"смешанные" : есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические познавательные процессы развиваются по – разному.
Задание №5
Я хочу предложить Вам небольшую игру. Разделимся на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и группа родителей имеющих оба пола детей - эксперты).
Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:
Нежность Ласковость Мужественность Застенчивость
Смелость Находчивость Отзывчивость Забота
Решительность Стеснительность Красота
Стремление помочь
Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек.
Чем отличаются мальчики от девочек:
Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;
Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;
Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой иперетянув через голову;
Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;
Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;
Девочки – ладонью;
Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;
Девочки поворачивают только голову;
У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;
Девочки дышат грудью;
Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;
Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;
Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;
Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;
Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.
Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;
Пояс на халате завязывают ниже пупка;
Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;
Уши затыкают ладонями;
Уши затыкают пальцами;
Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;
Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;
Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;
Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;
Исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.
Советы по воспитанию мальчиков и девочек :
Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.
Используйте различные головоломки для девочек.
Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.
Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Итог собрания :
Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?
Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания, надеюсь, что информация была полезна в этом направлении.
Решение собрания :
1. Уделять внимание гендерному аспекту в вопросах воспитания девочек и мальчиков.
2. Принять во внимание содержание памятки.
3. Прислушаться к советам по воспитанию девочек и мальчиков.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. — М., 1986.
2. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб. Питер, 2005.
3. Введения в гендерные исследования : Учебное пособие для студентов. М. : Аспект Пресс, 2005.
4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб. : Тускарора, 2000. — 180 с.
5. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004.
6. Попова Л. В. Гендерная социализация в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике : теория и практика / под ред. Л. В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. С. 40—47.
7. Развитие речи дошкольника : Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Ушаковой. М., 1990.- 160 с;
8. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М. : Информация XXI век, 2002. 256 с.