Наталья Васильевна Фулавкина
Родительское собрание экологического воспитания дошкольников «Берегите природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей.
Публикация «Родительское собрание экологического воспитания дошкольников „Берегите природу“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом;
Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;
Вовлекать родителей в работу по формированию экологической культуры дошкольников.
Предварительная работа: Перед началом собрания предложить прикрепить эмблемы с изображением Берёзки и Ёлочки.
План собрания:
1. Вступительная часть
Игра «Корзина пожеланий».
2. Основная часть
• Выступление Фулавкиной Н. В. на тему «Экологическое воспитание детей»
• Выступление психолога Безродновой О. В. на тему «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста».
• Анализ результатов анкетирования.
• Игры –эстафеты.
3. Разное
4. Подведение итогов: Оценивание родителями полученной информации.
Ход собрания:
1.Вступительная часть
Здравствуйте уважаемые родители. Мы очень рады встрече с вами! Чтобы ваше настроение только улучшилось, предлагаю поиграть в игру «Корзина пожеланий». Возьмите сердечко и напишите любое пожелание друг другу. А сейчас поместите свои сердечки в корзину. Перемешиваю пожелания. Возьмите по одному сердечку и прочитайте, что вы пожелали рядом сидящему родителю.
Вот мы немного разрядились, и теперь с таким хорошим настроением, мне хотелось бы вас познакомить с очень важной и интересной темой, как экологическое воспитание дошкольников. Эта тема актуальна, так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. Так же в этом году я реализую рабочую программу по познавательному развитию по экологии «Капельки».
2. Основная часть.
Консультация Фулавкиной Н. В. «Экологическое воспитание детей».
Ведущий зачитывает выступление под звуки леса (пение птиц, шелест листвы, журчание ручья).
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем».
. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно, слушать и слышать? Научить слушать и слышать наших детей.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).
С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.
Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.
- Как вы думаете, что такое экологическое воспитание? (Спросить родителей)
Экологическое воспитание– прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как? Показывая примеры своего правильного поведения с животными, растениями - с природой в целом.
Например: - Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
- Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
- Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
- Весной начинается работа на огороде, и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. Мы часто бываем в лесу, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
- Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся.
- Накормите птиц, повесьте кормушку за окном. Ребёнок сам будет класть туда корм.
-У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
Раздать памятки родителям «Правила поведения на природе!»
Экологическое воспитание играет большую роль в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Об этом нам подробно расскажет психолог Безроднова Оксана Вячеславовна.
Сейчас я бы хотела озвучить результаты анкетирования, которую проводила ранее.
Ну а сейчас мы с вами разделимся на 2 команды, команда Берёзки и команда Ёлочки.
1тур. «Высказывания»
Родителям раздаются карточки с неверными высказываниями. Высказывание зачитывается, и предлагаются правильные ответы.
Примеры высказываний:
Берёзки: 1. «Не ломай бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем»
2. «Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» -«Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»
Елочки: 1. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге»
2. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее в следующий раз- обходи лужу.»
«Родители согласны ли вы что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе.» Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Родительство - это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
2 тур. «Вопросы на засыпку»
На карточках вопросы. Команды обсуждают и озвучивают ответы на вопросы:
Для команды «Берёзки»: Почему лес называют зеленой аптекой? Кто кукует у кукушки? Какие грибы появляются первыми? Какие птицы едят грибы? Название каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, Волчье лыко). О каком дереве говорится: зелена, а не лук, белая, а не снег, кудрява, а без волос (Береза)
Для команды «Ёлочки»: Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? Почему крапива жжется? Какое дерево переодевается то в серо-серебристый цвет, то в зеленый (Осина). Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Вы увидели гнездо птицы, как сохранить его?
Данные игры помогают воспитать у детей любовь к природе и заботиться о ней.
Ведущий: «Много леса - не губи. Мало леса -береги. Нет леса – посади».
3. тур «Острое блюдо».
Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).
Вопросы:
Берёзки «Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?
Ёлочки. «Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал»
Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
4. тур «Они нас лечат».
Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться. Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
• Берёзки Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
• Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
• Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
• Ёлочки Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
• Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
• Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
Очень короткие новости:
Кострище не зарастает 5-7 лет;
Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
Занимательные новости:
чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;
крокодил обладает самым сильным голосом;
змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;
крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;
у улитки около 25 000 зубов;
животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.
-5. тур. «Ромашка»
Хотелось бы закончить наши игровые –эстафеты таким упражнением.
Вы должны продолжить начатое мной высказывание, передавая друг другу цветок ромашку:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.
Ведущий:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Давайте будем дружны мы и сохраним природу.
Чтоб каждый маленький юнец,
Сорвав цветок, сломав дубок.
Подумал, что он сделал?
И дал ответ на свой вопрос-
Я погубил живое, я погубил природу.
Давайте же, родители, подумаем и мы, -
Как заложить в детишках фундамент доброты
К родным просторам Матушки Земли.
4. Разное
5. Подведение итогов собрания
На этом наша встреча заканчивается. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка.
Предлагаю оценить полученную информацию. Возьмите смайлик и положите в одну из коробочек с изображением чемодана, который обозначает «всё, что пригодится в дальнейшем», корзина - «мне это не нужно», мясорубка- «интересно, но нужно додумать».
Спасибо за участие и понимание.